Сегодня мы продолжим рассказ о одном из самых сохранившихся заброшенных ракетных дивизионов баллистических ракет средней дальности Р-12 наземного базирования, входившем в состав сформированного 1 июня 1961 г. 81-го отдельного ракетного полка 60-й ракетной дивизии 9-го отдельного ракетного корпуса РВСН, расформированного осенью 1970 г.
Так как сооружений дивизиона на боевой стартовой позиции было много, мы разделили статью на две части.
В первой части мы рассказывали историю полка и осмотрели его командный пункт с первыми двумя стартовыми батареями, так что обязательно почитайте первую часть, чтобы у вас сложилось полное представление о этом объекте.
Ну а в этой части покажем остальные сооружения ещё двух стартовых батарей, боксы техники НЗ и площадку заправки.
Продолжая осмотр территории мы выходим к третьему "Сооружению-2".
Где укрывались баллистические ракеты без специальных (ядерных) боевых частей на грунтовых тележках. СБЧ к ним привозили с ремонтно-технической базы ядерного обеспечения уже во время установки на стартовый стол.
Вентиляционная шахта в торце зала.
От укрытия ракет дорога приходит к стартовой площадке, где в центральной усиленной плите сохранилась закладная третьей стартовой площадки.
Напротив площадки располагалась кабина управления подготовки пуска и стена укрытия пункта управления стартом.
Заглянем в укрытие ПУ , отвёрнутой входом от площадки.
Здесь размещался кунг кабины управления.
Четвёртое аналогичное "Сооружение-2".
Давайте остановим внимание на воротах, снабжённых амортизированными роликами.
При открытии створок срабатывал концевик и на пульт дежурного поступал сигнал тревоги.
Последняя четвёртая закладная для установки пускового стола ракеты.
И ПУ.
Здесь мы кое-что нашли.
На полу валялись остатки светового табло какой-то ракеты.
С множеством лампочек.
Рукава подключек ракеты.
Между площадок стартовых батарей располагалось ещё одно "Сооружение-3", в котором укрывалась техника обеспечения и подготовки пусков.
Оно сильно отличается от первого из прошлой части.
Оно разделено на две части небольшим двухэтажным блоком посередине.
В стене также есть гермоставень вентиляционной.
Поднимемся на верхний этаж.
Он состоял всего лишь из одного помещения.
Спускаемся обратно.
На нижнем этаже было пара помещений в одно из которых вёл тамбур-шлюз с несохранившимися гермодверями. Вероятно здесь было оборудовано небольшое укрытие.
С другой стороны когда-то герметичного помещения в стене находился ещё один гермоставень.
Который вёл во вторую часть сооружения.
Выезд из второй части сооружения к стартовой площадке.
Сбоку от сооружения пристроено небольшое помещение, также когда-то оборудованное гермодверью.
Внутри была вентиляционная установка и гермоставень в зал укрытия.
Теперь перейдём к другим сооружениям БСП.
А это видимо бывшая крытая площадка заправки пускового горючего ТГ-02 "самин" в автозаправщики, служившего для запуска реакции воздействия компонентов ракетного топлива.
Само хранилище горючего было уничтожено и располагалось возле этой площадки. Основные хранилища компонентов ракетного топлива ТМ-185 и окислителя АК-27И "Меланж" располагались с другой стороны вне периметра технической территории и также были уничтожены в 1970-х гг. из за их опасности.
Позже эту площадку использовали для временного хранения при перегрузке ракет ПВО в транспортных контейнерах.
Рядом с этой площадкой был мощный П-образный бетонный забор.
Напротив этой площадки располагалось небольшое укрытие.
С виду оно похоже на ПУ стартовых площадок.
Но внутри отличается пристроенной комнаткой.
Вероятно это был пункт управления заправкой.
И вторая аналогичная, но хуже сохранившаяся площадка по другую сторону укрытия.
Ну а напоследок пройдёмся по бывшим автобоксам техники неприкосновенного запаса. В этих гаражах размещались тягачи на базе МАЗ-500А с полуприцепами для транспортировки ракет второго потока двух первых технических батарей.
Ещё гаражи техники НЗ 1-й батареи, где стояли тягачи и активные полуприцепы на базе ЗиЛ-137.
И автобоксы техники НЗ технической батареи № 2. ВОт собственно всё, что осталось от этого ракетного дивизиона, который считается одним из нескольких самых сохранившихся до наших дней на территории бывшего СССР.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.