А не пора ли нам куда-нибудь съездить… подумали россияне, и уже сейчас начали скупать туры на лето по стране. По данным туроператоров, продажи по сравнению с прошлым годом выросли на 40-50%. Такой ажиотаж в отрасли называют беспрецедентным. Как говорят участники отрасли, если такая динамика сохранится, то количество туристов на отечественных курортах может вырасти в этом году еще на 8-10%.
По направлениям все по классике - побережье Черного моря и Краснодарский край. С Крымом - все сложно. Здесь вопрос безопасности. В прошлом году это мало кого остановило, но сейчас цифры говорят сами за себя - спрос упал на 40%, а за ним, чтобы хоть как-то исправить ситуацию на те же 40% снизились и цены.
В других регионах цены на летний период, наоборот, растут.
(Указан рост по сравнению с 2022 г)
Сочи +30%
Анапа и Геленджик +10% (меньше Сочи исключительно из-за отсутствия прямого авиасообщения)
Калининград +20%
Абхазия +20%
Что любопытно - народи активно пытается «зацепить» варианты именно с Абхазией, потому что рост на 20% ТАМ - это все равно почти на 40% дешевле чем в Сочи!
Но это все речь шла об организованном отдыхе - то есть покупка путевка в конкретный отель/санаторий с включенным завтраком или обедом. И тут есть важный нюанс. По статистике, почти 80% тех, кто путешествует внутри России, - самостоятельные туристы. То есть всегда и все бронировали сами - и перелеты и трансферы и проживание. И на этой неделе исполнился ровно год, как самый популярный сайт для туристов - Букинг.ком - прекратил работу в России. Ну то есть вы до сих пор можете спокойно на него зайти, но там не будет российских отелей, если вы без VPN и указываете что из России, то вам ничего не дадут забукировать, ну и произвести оплату картами отечественных банков у вас не получится. Им не нужны ваши деньги.
И вот вам сразу удивительный факт. По данным MTS Travel, Booking.com до сих пор входит в пятерку самых популярных сайтов у наших туристов. Правда используют его, в основном, для чтения отзывов о зарубежных отелях. Как старых отзывов российских туристов, так и свежих от иностранцев. Да и в целом, от старых привычек избавиться тяжело. Потому что Букинг, считайте, лет 15 был главным другом всех путешественников.
Вот так распределялись доли про бронированию отелей в России на начало 2022 г.
77,5 % - Booking.com
9,3 % - напрямую на сайтах отелей
3,3 % - Airbnb
2,5 % - Bronevik.com
7,4 % - остальные
Источники: РБК, Bnovo
Уход такого монстра, как Букинг, дал нашим онлайн-агрегаторам уникальную возможность наверстать упущенное. Но воспользовались ли они ей? Да не сказали бы. Сейчас почти треть туристов обходятся без агрегаторов: они бронируют номера напрямую - через сайты отелей, а то и просто позвонив на ресепшн. Среди онлайн-сервисов лидирует Островок.ру с долей 28 процентов. Следом - с большим отрывом, но в плотной борьбе идут “101 отель”, Яндекс-Путешествия и Броневик.
Как сейчас (данные за ноябрь 2022) распределяются доли про бронированию отелей в России:
29,6 % - напрямую на сайтах отелей
27,9 % - Ostrovok.ru
9,5 % - 101hotels.com
8,7 % - “Яндекс.Путешествия”
6,8 % - Bronevik.com
17,5 - прочие
Получается, за год доля сайтов отелей выросла в три раза, а доля бронирований через онлайн-сервисы наоборот, снизилась. Что могло пойти не так? Во-первых, российским агрегаторам не хватает репутации. О том, что они вообще существуют, многие пользователи узнали только в прошлом году.
Во-вторых, в отличие от того же Букинга, у российских онлайн операторов достаточно ограниченное количество вариантов размещения. Потому что не все отели были к ним подключены. Букинг был почти монополистом, и гостиницы, естественно, предпочитали главного игрока рынка. Стоило ему уйти - многие отели оказались просто в “серой зоне” и недоступны пользователям..
Плюс к этому далеко не все отели хотят подключаться к российским сервисам. В отличие от того же Букинга. Да, он буквально прогибал гостиницы на невыгодные условия - например, отели не могли на своих сайтах предлагать цены ниже, чем на сайте букинг.ком. Но при этом - давал гарантированный поток постояльцев. Кроме того, за каждое бронирование Букинг брал с отельера комиссию - она начиналась с 15% и могла доходить до 30%. Теперь - монополист ушёл, конкуренция между агрегаторами усилилась. Но с этого - в плане комиссий - отели не получили никакой выгоды.
Станислав Ивашкевич, управляющий партнёр компании Ivashkevich Hospitality: нежного подхода, конечно не получилось потому что ребята сразу захотели такую же комиссию, как была в букинге, совести у них не сильно с тех пор прибавилось, там от 15 до 18 там до 20 %, поэтому прям принципиального захвата рынка, чтобы они очень сильно опустились по процентной ставке и захватили большой объем — такого пока не произошло, поэтому, нам приходится с этим как-то мириться и работать с ними.
Ну и еще нюанс. Сервис, оболочка и удобство. Не все наши агрегаторы могут этим похвастаться, а народ избалован букингом - им подавай функционал, как минимум, не хуже. А по факту, у многих онлайн-сервисов даже нет таки привычных по букингу услуг, как бронирование без предоплаты, бронирование для групп или там, поиск кемпингов. Все это нужно развивать.
Ну хорошо. А есть ли для нас, потребителей, польза от роста конкуренции на рынке онлайн-бронирования? Проверим. Допустим, хотим съездить куда-нибудь на Первомай. Бронируем заранее номер на три выходных дня.
Например, в Питере. Вот разброс по стоимости на разных ресурсах одного и того же двухместного Стандарта с завтраком в отеле Атлантика. Разница между бронированием напрямую на сайте отеля и агрегаторах достигает почти трёх тысяч рублей.
А что если Адлер? Отель Мечта, 2 звезды. Тут интересная ситуация. Один из агрегаторов утверждает, что на этом объекте якобы установлен минимальный срок пребывания 3 ночи, и требует за это почти 10 тысяч рублей. Хотя другие сервисы, да и сайт самого отеля позволяют забронировать тот же номер на 2 ночи, и намного дешевле.
Из этого мини-эксперимента становится ясно, почему в ближайшее время адекватной замены Букингу нам ждать не приходится. Бронировать напрямую на сайте отеля - в большинстве случаев просто дешевле. Хотя тут нужно быть настороже, чтобы не нарваться на мошеннические сайты-клоны. Популярные онлайн-сервисы в этом плане безопаснее, но с их аппетитами в виде повышенных комиссий - туристы, скорее всего, будут использовать лишь для того, чтобы узнать об отелях и почитать про них отзывы. Если, конечно, эти самые сервисы не предложат что-то, что увеличит лояльность пользователей. Например, гибкие условия и способы бронирования. Или персональные предложения, которые позволят туристу хоть немного сэкономить на поездке.