Найти тему
Headliner

Московские дома на ножках: каково там жить?

Друзья, мы продолжаем наш цикл о самых необычных зданиях Москвы! Сегодня мы поговорим о странном архитектурном явлении, которое прошло через весь московский 20 век. Это дома на ножках. Их не так уж много, но они пользуются огромной популярностью, поэтому их часто включают в разные путеводители. Если до революции дома крепко стояли на земной поверхности, то с приходом советской власти они как будто стали ближе к космосу. К чему же привели смелые авангардные фантазии советских архитекторов?

Сначала, как обычно, чуть-чуть истории. В 1930 по проекту М. Гинзбурга в районе Новинского бульвара возвели знаменитый дом Наркомфина. Вся радикальность новых идей по полному переустройству общества встречает зрителя на пороге — дом стоит на круглых колоннах высотой примерно 2,5 метра. Ножки на домах устанавливали для того, чтобы люди спокойно проходили под ним и не тратили время на обход по периметру. Не так давно дом подремонтировали и обновили, и квартиры в нем разлетаются как горячие пирожки. Надо сказать, что цены на них такие же космические, как и сам дом!

Традицию строительства домов на ножках продолжили. Скоро был возведен дом Центросоюза на Мясницкой улице - совместный проект французского и советского архитекторов Ле Корбюзье и Н.Д. Колли.

В 1930-1950-х архитектура целиком подчинялась личному вкусу Сталина. Об экспериментах пришлось забыть, и о ножках вспомнили только с приходом «оттепели». На Проспекте Мира есть необычный дом, который находится прямо напротив памятника «Рабочий и колхозница». Его построили в 1968 по проекту архитекторов Андреева и Заикина. Кстати, эти же люди спустя время построят гостиницу «Космос» — ещё один памятник советского модернизма.

Всего дом на Проспекте Мира насчитывает 25 этажей и имеет удивительные железобетонные опоры - их 32 штуки. В народе его еще называют "дом на курьих ножках". Считается, что его приподняли, потому что первый этаж был традиционно не популярен у жильцов, а особенно когда дом находится вблизи крупной магистрали. Кроме того, летящий характер дома должен был символизировать свежесть, новизну и устремленность вперед советской архитектуры, которая тогда развивалась так же быстро, как и западная.

Балконы здесь выстроены в шахматном порядке. На самом деле это лишь модификация стандартной советской серии "2-57" на 480 квартир. Это еще раз показывает, как советские архитекторы в условиях несвободы изворачивались и старались творчески переработать доступные материалы. Так из стандартного набора деталей построили столь необычный дом.

Казалось бы, он "промышленный", но у него есть свое ярко узнаваемое лицо: дружные соседи, озелененные подъезды, а внутри одного из подъездов даже сделали выставку о самом доме - такое добрососедство редко встретишь в современной Москве, и именно на Проспекте Мира можно увидеть приятное исключение. Единственным недостатком дома можно назвать низкие потолки - 2,6 м.

По традиции мы навещаем жильцов тех домов, о которых рассказываем. Первым собеседником стал жилец дома по имени Антон Лопухин, мужчина 55-ти лет, проживший 50 лет в этом доме.

Мой папа получил здесь квартиру в 1970-м году за некоторые особые заслуги перед Советским Союзом. До этого 17 лет он прожил в Америке, и был резидентом советской разведки в городе Нью-Йорк. И как он мне потом рассказывал, он жил на Манхэттене, на 18 улице, на 18 этаже. Он вообще любил цифру 18 и считал, что она ему приносила счастье. И вот в этом доме № 184 на 18 этаже он выбрал квартиру № 118. Поэтому мы оказались в этой замечательной трехкомнатной квартире.

В 1970-м году это был практически край Москвы. В то время из окна был вид на бараки, хотя "Рабочий и колхозница" уже стояла напротив этого дома. А сейчас так: направо пойдешь - Лосиный остров, налево пойдешь - ВДНХ.

Собственно, я рос в этом доме. Трудно, наверное, современному человеку представить, какое впечатление производили финские лифты Kone на пятилетнего меня. До этого я жил в доме, где двери лифта нужно было собственноручно закрывать. Эти финские лифты прослужили, кстати, 40 лет. Их убрали только 10 лет назад.
-9
Когда я сюда переехал, у нас были очень добрые отношения с соседями. В соседней квартире Марья Павловна жила, баба Поля жила в 119-й, и когда я приходил из школы, то шел к соседям, где меня кормили обедом. Там я и находился, пока родители не приходили с работы.
-10
Из-за специфики папиной работы у нас в квартире поставили телефон. У нас был единственный телефон во всем доме. К нам все соседи ходили звонить, хотя в каждом подъезде висел телефон-автомат.
-11

Этот дом стоит строго на восток, поэтому здесь всегда прекрасный рассвет - рассказывает Антон.

Гостиницу "Космос", находящуюся неподалеку, построили к Олимпиаде уже известные нам архитекторы. "Ее строили французы, - рассказывает Антон, - и это был такой "заповедник капитализма", куда никого не пускали. Но у нашей семьи были какие-то знакомства и связи: через друзей добывали пропуска и ходили в бассейн. Там был шикарный для тех времен бассейн, были буфеты и еда, которой больше нигде не было. В том числе там был ресторан "Калинка" со шведским столом, который в 1982 году вызывал у советского человека глубочайшее изумление - ничего похожего мы не видели.

А вот фотографии внутреннего убранства гостиницы, и тот самый шведский стол.

В 1959 году Н. Хрущев поехал в Америку, и во время этого путешествия он посетил Голливуд. Там в кафе "Париж" ему оказали знатный прием, на котором присутствовали все звезды Голливуда, в том числе Мерилин Монро.

Ну и папа мой там был, - говорит Антон, указывая нам на фотографию, висящую на стене. - Я очень долго не знал про эту фотографию. Я знал, что он был в этой поездке, у меня есть книжка про эту поездку с его фотографиями. Но именно эту с Мерилин Монро я увидел случайно, когда мы шли по галерее Люмьер. Я остановился как вкопанный и сказал: "Это ж мой отец!". И мы ее купили.

Посмотрите на это фото. Отец нашего собеседника - мужчина в левой части фотографии с сигаретой во рту и в черных очках.

Мы часто думаем, что исключительно в дома 19 века можно поселить литературного персонажа, устраивать туда экскурсии. Но в этом доме тоже живет герой литературного произведения! Современный фантаст Сергей Лукьяненко поселил сюда одного героя из своей серии "Дозоров":

При первом взгляде он, дом, казался исполинским памятником спичечному коробку. При втором - воплощением болезненной гигантомании.

А еще здесь в советские годы жил юный будущий лидер группы Алиса - Константин Кинчев. И дому он впоследствии посвятил песню под названием "Республика объединенных этажей".

Друзья, спасибо, что ставите лайки и подписываетесь! Это очень помогает нашему каналу 🤍