На днях я ощутил всю степень падения российского кинематографа.
Снимаются у нас, конечно, и достойные фильмы, но откровенной лажи, кажется, все же больше. Шесть серий нового Фандорина («Фандорин. Азазель») я посмотрел в полном недоумении. Сначала думал, это пародия, стёб, но вскоре стало ясно, что никакая не пародия, а напротив, — серьёзная заявка на новое слово в искусстве. Правда, видно было, что создатели фильма старательно надувают щёки, но претензия на шедевр читалась явно.
В 2023-ем году в России сохранилась Империя и вся фандоринская история перенесена в наши дни. Акунин, пишут в Сети, благосклонно отнёсся к новой экранизации, а я бы за такое издевательство над текстом и здравым смыслом просто отвёл бы авторов за сарай. Надуманные, пошлые ситуации, отсутствие логики течения событий, логики поступков героев.
Актёры работают в фильме на уровне сельской самодеятельности, а драматургия сериала — на уровне плохого школьного сочинения. Я потому и подумал сначала, что пародия, ведь всё извращено и представлено как будто с издёвкой. Более того, в показе самодержавного двора, в визуальном, поведенческом и фабульном представлении Государя Императора и его венценосной супруги я увидел прямое оскорбление.
Государь показан каким-то безвольным и безнравственным уродом, разгуливающим по дворцу в сланцах и шортах, ползающим по полу в кинотеатре, пьющим со слугой пиво из горла, вытирающим жирные руки о майку на собственном животе. Государь! Этот карикатурный образ просто оскорбляет самодержавие как политический институт, аттестуя его с помощью циничных экранных издевательств.
Смотрел я фильм и сначала недоумевал, а потом уж и откровенно ржал.
Драматурги (их двое) не в состоянии построить нормальный диалог, их герои говорят каким-то казённым, не существующим в природе языком, актёры весь фильм бездарно прокалываются, потому что режиссёр ставит их в такие положения, что они просто теряются в искусственных, надуманных ситуациях.
Владислав Тирон, играющий Фандорина, это персонаж третьесортного комикса, клоун в образе якобы великого сыщика, который весь фильм таращит глаза и старательно пытается изображать эмоции. Это ж сколько денег угрохали, ведь бюджет фильма просто немыслимый! Ради чего? Ради того, чтобы оскорбить самодержавие, плюнуть в Россию, показав какая она тупая, недальновидная и уголовно насыщенная? Целевая аудитория фильма — молодёжь, и этот дешёвый бред пытаются втюхать в первую очередь именно ей.
А мне лично особенно обидно, что сериал сделал кыргызский режиссёр Нурбек Эген. Потому что во ВГИКе я смотрел фильмы не только Тарковского, Феллини, Бергмана, но и Океева, Шамшиева, Базарова. За державу как-то стало обидно.
Владимир МИХАЙЛОВ