Найти тему
Невероятные Механизмы

Паровозы с рычажным приводом

Подавляющее большинство паровозов имеют прямой путь от штока поршня к шатуну, который крепится к кривошипу ведущего колеса. Однако в истории были паровозы, у которых метод передачи мощности был «непрямой»: с использованием поворотного рычага для перенаправления тяги от штока поршня.

Кармайкл 0-2-4, 1833 год.
Кармайкл 0-2-4, 1833 год.

Фирма господ Дж. и К. Кармайкла построила свои первые два локомотива для железной дороги Данди и Ньютайл. У них был вертикальный цилиндр с каждой стороны котла, который приводил в движение колеса через кривошипы.

«Лаблаш» 0-4-0 с качающимся валом.
«Лаблаш» 0-4-0 с качающимся валом.

«Лаблаш» был построен компанией EB Wilson & Co из Лидса в 1848 году для испытаний на Мидлендской железной дороге. В этом локомотиве использовалась система привода с качающимся валом. Идея таких паровозов видится в попытке избежать нестабильности, которая могла возникнуть из-за того, что тяжелые поршни работают в разное время цикла с каждой стороны локомотива. После того, как паровоз проработал в течение относительно короткого времени, он был переделан в обычный.

Локомотив с рычажным приводом № 761, спроектированный Белпером и Стюартом и построенный Карелсом в 1873 году.
Локомотив с рычажным приводом № 761, спроектированный Белпером и Стюартом и построенный Карелсом в 1873 году.

№ 761 был списан в 1901 году. Поскольку он прослужил более 25 лет, его конструкция не была слишком плохой. Но этот локомотив «никогда не приносил полного удовлетворения». Путь от цилиндров до выхлопа в дымовой камере был слишком длинным, а силы реакции качающихся рычагов имели тенденцию раскачивать паровоз. Техническое обслуживание требовало больше времени, а любые утечки пара из цилиндров, вероятно, мешали обзору водителя.

Рычажный локомотив 0-4-0 № 11, постройки 1881 г.
Рычажный локомотив 0-4-0 № 11, постройки 1881 г.

«Systeme Brown» имел центральный качающийся рычаг, который позволял вставлять шатун разумной длины в короткую колесную базу, и клапанный механизм Brown. При использовании центрального рычага, как показано на фото, цилиндры можно было расположить над передними колесами, уменьшив общую длину двигателя. Это было преимуществом при использовании на трамваях и горных железных дорогах. Система была введена англичанином Чарльзом Брауном.

На сегодня все, но во второй части материала расскажем о еще более невероятных конструкциях:

Этот замечательный грузовой локомотив за свой гротескный вид получил прозвище «Монстр».
Этот замечательный грузовой локомотив за свой гротескный вид получил прозвище «Монстр».

Фото из открытых источников сети Интернет.

Немного про другие паровозы на "НМ":

LNWR 3020 "Корнуолл" - уникальнейший сохранившийся паровоз
Невероятные Механизмы26 февраля 2020
Удивительнейшие паровозы, сделанные "задом-наперед"
Невероятные Механизмы23 января 2020
Что такое "содовые" локомотивы и были ли они вообще
Невероятные Механизмы6 августа 2020

Уважаемый читатель. Если материал понравился, пожалуйста, ставь лайк, комментируй материалы и подписывайся на канал. Это сейчас очень актуально для существования "НМ". Спасибо, что ты с нами!