Честно говоря, впервые формулировку «дебрифинговые вопросы» я услышала всего лишь года полтора назад, когда меня спросили, что я о них думаю. Слава богу этот вопрос прозвучал не в живом общении, а в комментарии, поэтому я полезла в интернет смотреть что же это такое.
Иногда мне прилетает в обратной связи, мол очень умно говорю, использую много специальных терминов. Мы же в России, подбери русские слова, объясняй как 5-летнему ребёнку и все в таком духе. Здесь вопрос в том, кто перед тобой стоит и какой потенциал у этих людей. Потому что у меня, как оказалось ситуация с дебрифинговыми вопросами была именно про это. Тренер которая нас обучала, дала технику «6 золотых вопросов для разбора упражнения». И как я должна была узнать, что они оказывается дебрифинговые?
Когда вы обучаете людей, не принижайте их достоинство. Дайте хардовую профессиональную часть, а уж потом разберите ее на уровне 5-летки. Иначе в дальнейшем им может это аукнуться
Тем не менее зачем нужны дебрифинговые вопросы в тренинге?
Начинающие тренеры по манере подачи иногда напоминают мне роботов с резкими движениями. Информация подается четко от блока к блоку ни шаг в лево ни шаг в право. С опытом их «движения» становятся плавнее и появляются красивые связки между этими блоками. Но пока эта плавность еще не пришла, есть тенденция провести упражнение и быстренько перейти к выводам, которые должны быть.
Что в этот момент думают участники? Зачастую они просто не понимают зачем мы делали данное упражнение. А еще они не понимают откуда появились те выводы, которые тренер сейчас озвучивает. Как следствие групповая динамика падает, люди закрываются или наоборот уходят в сопротивление и начинают спорить с тренером.
Пока люди сами не проживут и не осознают тот опыт который только что получили они не смогут на все 100% осознать те выводы, которые вы им предлагаете. Человек лучше всего запоминает то, до чего дошел своим умом. Поэтому делюсь с вами этими «золотыми вопросами», которые на мой взгляд являются основой хорошего тренинга.
6 шагов для разбора упражнения
1. Шеринг. То самое умное слово, которое полезно знать. За ним скрывается то, что людям на этом этапе необходимо выплеснуть свои эмоции. Представьте группа активно проводила упражнение, эмоции бурлят и несмотря на то, что время вышло они продолжают обсуждать. И тут тренер говорит «успокаиваемся и садимся обсуждать». Да это как с ребенком во время истерики разговаривать. В принципе можно, но до сознания мало что дойдет. Помогите группе прожить эти эмоции, спросите про их впечатления от упражнения.
2. Процессинг. На данном шаге важно разобраться, а что собственно группа делала и зачем. Как вообще это упражнение относится к теме тренинга. Именно на этом этапе у участников рождаются инсайты. Они начинают понимать, что только что происходило и что с этим делать.
Эти два этапа относятся к рефлексии, то есть к размышлениям. Ими мы можем влиять на реакцию участников
3. Выводы. Следующим шагом необходимо, чтобы группа сделала выводы исходя из того что вы только что обсудила. Участники могут тут прийти к выводу, что им нужно изучить како-то инструмент, или нужно как-то по-другому поступать, или еще что-то. В этом этапе вы можете дать кусочек теории, а можете и оставить их на потом.
4. А что, если…? Это этап расширения опыта. С текущими условиями мы уже разобрались и участники получили понимание, что делать. А что, если условия изменяться? Что делать в этом случае. Подискутируйте с группой на этот счет
На этих двух этапах мы можем наблюдать изменения в мышлении участников. Это не что иное, как процесс научения. Люди именно тут получают новые знания
5. Перенос на практику. Здесь про то, как участники будут применять в реальной жизни те знания, которые только что получили. Это уровень, на котором вы помогаете людям сформировать свое поведение в реальной жизни и встроить новые знания в их рабочий процесс.
6. Якорь. Тоже важный момент. Как бы нам тренерам ни хотелось бы, навык сразу не сформируется. И очень важно чтобы человек вспомнил как поступать в той или иной ситуации. Поэтому стараетесь привязать решение к какому-то образу, слову или действию. Должен сработать некий триггер, чтобы дальше мозг вспомнил что нужно делать в данной ситуации.
Вопрос на проверку. А кто должен давать ответы на эти вопросы? Правильно, это должна делать группа. Тренер только задает вопросы и в случае необходимости помогает найти нужны ответы, но ни в коем случае не дает эти ответы за группу.
И да, будьте гибкими, чувствуйте группу. Цель вопросов разобрать упражнение и осознать то, для чего вы это упражнение даете группе, а не получить ответы от каждого участника упражнения под дулом пистолета.
Ставьте лайк и подписывайтесь на меня, если это было полезно. Это поможет большему количеству людей увидеть мои статьи. И да, я буду рада, если комментариях вы напишете, какие темы интересны, чтобы я осветила это в следующих статьях