Изучая историю моды, можно обнаружить закономерность развития стилей: со временем каждый большой исторический стиль переходит в некое сумасшествие, гротеск, пародию на самого себя. Сквозь века это выглядит особенно смешно и забавно. Сегодня я расскажу вам про парадоксы готической моды тех времён, о которых мы можем иметь представление лишь благодаря историкам. Ну и живописцам, конечно.
Готика – первый в истории общеевропейский стиль. «Французской манерой» Называли его французы, а итальянцы именовали «маниера готика», имея в виду французов, происходящих от племени готов.
Родиной одежды в стиле готики, конечно же, была Франция. А до абсурда, до самых крайних форм готический стиль уже доведут в Бургундии. Бургундская мода, освоив готический крой, непревзойденный по абсолютному соответствию человеческой фигуре, стала играть и шутить с новыми формами и идеями.
Примерно так выглядели готические красавцы и красавицы. У женщин было принято подбривать лоб, делая его высоким, и убирать с лица брови, так как это соответствовало канонам готической красоты.
Женщина должна была выглядеть интеллектуальной беременной дамой-девочкой хрупкая фигура в платье с большим декольте и поддернутой спереди юбкой, тяжелые складки которой имитировали большой живот.
Спустя годы в «Джоконде» после того, как готическая бургундская мода отошла, Леонардо да Винчи отразил именно ее черты. Огромный безбровый лоб, верх одежды темным цветом, вырезом и рукавами похож на мужскую. Некоторые ученые, с помощью специальной программы и нейросети пытающиеся воссоздать фигуру в полный рост, считают, что Мона Лиза беременна. Просто она одета по бургундской моде, имитирующей это состояние души и тела.
В одежде появляются, как и в архитектуре, вытянутые готические пропорции. И если в соборах это стрельчатые арки, то в одежде - туфли с острыми носами и сильно вытянутые заостренной формы шляпы.
И женская и мужская обувь имела заостренные носки, длина которых иногда доходила до 50 см, и носки приходилось прикреплять к ноге, чтобы иметь возможность просто ходить.
Женский костюм дополнял неимоверно длинный шлейф (где нередко дремали комнатные собачки, не прерывающие сна, даже если шлейф начинал двигаться вслед за величественно шествующей хозяйкой)
Высокий головной убор в виде конуса назывался Эннен, и мне показалась любопытной одна из версий его появления. В эпоху Средневековья появляется рыцарство и культ дамы сердца. Зачастую рыцарь и даже знаком-то не был лично со своей дамой, но поклонялся ей и участвовал в турнирах во имя нее. И вот как раз для таких состязаний, где зрители находились в достаточном удалении от ристалища, был придуман такой колпак, да еще и с привязанным куском ткани нужного цвета, чтобы рыцарь смог издалека увидеть и идентифицировать даму своего сердца.
Самыми популярными женскими головными уборами в то время служили горж – он напоминал сшитую из ткани трубу с разрезом сзади и расширяющуюся к низу. А еще дамы носили высокие «двурогие» чепцы. В сочетании с выбритым лбом это создавало эффект рогов.
А, ну и обязательным элементом готической моды считалось страдающе-одухотворенное выражение лица. Хорошо, что в моде были яркие цвета, а вовсе не темные, с которыми у нас ассоциируется одноименная субкультура, а то если этих людей еще и нарядить во все черное, это был бы фильм ужасов)