Последние несколько месяцев выдались непростыми для метавселенной. Сначала Meta*, самый большой сторонник проекта, сократила более 10% своей рабочей силы в ноябре. Несколько недель назад компания также снизила цену на гарнитуру Quest Pro на 400 долларов. Затем Microsoft сократила свой VR-персонал. Pico, VR-подразделение ByteDance, уволила более 200 человек. Китайский гигант Tencent полностью отказался от своих планов по созданию VR-гарнитуры.
Разработка метавселенной — это капиталоемкий проект, охватывающий все, начиная от дьявольски сложного бизнеса разработки аппаратного обеспечения и заканчивая усилением вычислительной и сетевой инфраструктуры, которая будет его поддерживать. Это означает, что даже некоторые из самых ярых евангелистов и архитекторов технологий корректируют свои ожидания в условиях жестких экономических трудностей, с которыми сталкивается технологическая индустрия.
«Метавселенная - это долгосрочная игра», — рассказала Звика Кригер, консультант и бывший директор по ответственным инновациям в Meta*. «Если у вас нет много денег, которые нужно потратить, как у Meta*, вы не сможете продолжать работу над проектом во время рыночного спада. Когда дела идут на лад, всем нравятся блестящие новые идеи, но когда вам нужно расставить приоритеты, это уйдет на плаху»
Но такие компании, как Meta*, у которых есть деньги, которые можно потратить, могут использовать ситуацию другими способами, например, создавая институты, призванные гарантировать, что упомянутая «долгосрочная игра» остается в движении. Ассоциация XR, отраслевая группа, в состав которой входят члены правления Meta* и Microsoft, опубликовала на этой неделе удивительно оптимистичный отчет о состоянии отрасли, в котором говорится о ее растущем влиянии, в том числе об успешном лоббировании включения «иммерсивных технологий» в качестве приоритетной области исследований в законодательство.
«Эта рецессия считается краткосрочной, а не структурным изменением или реальной рецессией в каком-либо значительном смысле», - считает Эдвина Фитцморис, глобальный директор по работе с клиентами и руководитель направления metaverse в консалтинговой фирме Ernst & Young. «Люди придерживаются стратегии [метавселенной], одновременно ища краткосрочные возможности или корректировки».
Большинство из этих корректировок связано с сокращением затрат на разработку аппаратного обеспечения. Когда в прошлом месяце появилась новость о том, что Apple, занимающаяся не только разработкой продуктов, но и технологиями, отказывается от планов по созданию очков дополненной реальности в пользу более дешевой гарнитуры смешанной реальности, это вызвало серьезную тревогу: если Apple не сможет сделать это правильно, на что надеяться остальным отрасли по мере замедления экономического роста?
«Я предполагаю, что Apple просто осознает, что VR - это технология, время которой еще не пришло», - сказала Кригер. «Гарнитура Quest от [Meta*] хороша, но я не думаю, что Apple почувствовала бы себя комфортно, выпустив что-то вроде первого Quest, возможно, даже Quest Two; это просто не обеспечивает бесперебойного пользовательского интерфейса, что, я думаю, с точки зрения Apple, ухудшит репутацию бренда».
К слову, после закрытия проекта VR-гарнитуры Tencent the Wall Street Journal сообщила, что компания ведет переговоры с Meta* о продаже Quest в Китае. Это был бы самый значительный бизнес Meta*, ориентированный на потребителей в Китае с тех пор, как страна запретила Facebook* в 2009 году, что является немалым достижением, учитывая нынешний враждебный технологический и промышленный климат между страной и Соединенными Штатами.
*входит в Meta – организацию, запрещенную на территории РФ