В моей школе насмешки над внешностью окружающих были частью окружающей среды. Вес, рост, состояние зрения, цвет кожи, — попадало примерно всем, а травля считалась обычным делом. Причем иногда травящего малышей самого потом травили те, кто постарше. Этакий круговорот буллинга в природе.
У меня из воспоминаний — придирки к росту. Как-то на уроке физкультуры мы, условные пятиклашки занимались вместе с солидными восьмиклассниками. Все проходило довольно неловко, особенно когда приходилось сдавать нормативы на виду у всех. Это когда, знаете, все стоят в линеечку, а ты выходишь и делаешь какой-нибудь прыжок в длину с места. Во время такого прыжка «взрослая» девочка назвала меня «дерьмовочкой». Ту же «взрослую девочку» назвали значительно грубее, за то, что во время прыжка у нее колыхалась грудь.
Школа — в силу того, что эмпатия отросла не у всех, а вызовы жизни для взрослеющего человека мучительно повсеместны и решительно разнообразны — может оказаться жестоким местом. Но что толкает уже взрослых людей на то, чтобы отпускать вслух суждения о чужой внешности, стыдить ее, осуждать?
Короткий ответ: когда сбоит чувство нормального. Внутренние голоса осуждения и ненависти к другим (и к себе) не берутся из ниоткуда. Их год за годом впитываешь из окружения. И если сдаться, начать говорить этими голосами о людях как о несуразных телах (привет, объективация), то всё становится на свои места. Голос осуждения других, стыжение их за внешность оказываются частью привычной риторики.
При дефиците чувства такта, сдержанности и прочих славных человеческих придумок, из человека могут вылететь разнообразные «тебе бы поправиться, это я как мужчина говорю, никто не любит кости», «надо бы поменьше кушать сладкого». Как говорится, кто не встречал такого на условных застольях с какой-нибудь тысячеюродной тетушкой, тот не жил в 90-е.
Сейчас нормы человеческого поведения в приличном обществе не допускают стыдящих высказываний о чужой внешности. Но до момента, пока это станет общим местом, приходится повторять очевидное: мир разнообразен. Люди самых разных размеров и состояний кожи прекрасны своим существованием, любое тело — не повод стыдить его носителя (ни себя, ни других). Куда важнее найти состояние комфорта для себя — только это важно для самочувствия. Путь к такому состоянию не всегда близок, но всегда важен, потому что в отличие от стыда ведет к уважению человеческого достоинства в каждом, в том числе, в себе.
Лена Низеенко