Найти тему
ОССП оператор

Женщины в автопроме: как изобретательницы и автолюбительницы повлияли на развитие отрасли

Автомобильная отрасль больше не считается сугубо мужской - количество женщин не только за рулём, но и в промышленности лишь увеличивается. Но даже во времена, когда исключительно мужчины были "у руля", дамы вносили свой вклад.

Не женское дело?

Вклад женщин в развитие автомобильной промышленности оценивается неоднозначно. С одной стороны, есть мнение, что количество важных изобретений авторства дам-инженеров в этой отрасли в целом ниже, чем в других областях науки и техники, а ведущие позиции в конструкторских бюро представительницы прекрасного пола занимают куда реже, чем могли бы. С другой – некоторые важные нововведения, навсегда изменившие пользовательский опыт автомобилистов, придуманы или вдохновлены именно женщинами.

Например, американский инженер-механик и изобретатель Маргарет А. Уилкокс разработала автомобильный обогреватель, конструкция которого используется и по сей день. Система представляла собой трубки с циркулирующей по ним нагретой жидкостью, частично проходящих через салон.

Маргарет А. Уилкокс
Маргарет А. Уилкокс

Она запатентовала и представила свою идею в 1893 году, а уже в 1917 году первые обогреватели начали устанавливать в автомобили. В 2020-м году журнал Inventor's Digest назвал изобретение Уилкокс одним из десяти лучших патентов, полученных женщинами в США.

Другая американка, Мэри Андерсон в 1903 году запатентовала стеклоочиститель, который стал стандартным автомобильным оборудованием благодаря компании Cadillac. С 1922 года производитель начал оснащать им свои модели.

Мэри Андерсон
Мэри Андерсон

Идея Андерсон состояла в том, чтобы расположить внутри автомобиля рычаг, с помощью которого можно двигать прижимаемую пружинами к стеклу резиновую щетку снаружи. Интересное изобретение стало первым эффективным устройством для очистки лобового стекла и впоследствии было усовершенствовано и автоматизировано. Однако своему создателю они денег не принесли – Андерсон пыталась продать патент канадской фирме, но там сказали, что устройство не обладает коммерческой ценностью. Но как только срок патента истек, автомобильные компании принялись внедрять изобретение Мэри в свои машины.

Ещё одна знаковая фигура в отрасли - американская актриса немого кино Флоренс Лоуренс, также известная как "первая кинозвезда". Она не была инженером, но в 1914 году изобрела механические сигналы поворота. Система представляла собой поднимающиеся по нажатию кнопки флажки на бампере, указывающие сторону, куда планирует повернуть водитель. Позднее она оснастила свой автомобиль и индикатором торможения – расположенным сзади машины щитком с надписью "СТОП" (щиток поднимался, когда автомобилист нажимал на педаль тормоза). Позднее находки Лоуренс трансформировались в современные поворотники и стоп-сигналы.

Лоуренс не запатентовала ни одно из своих изобретений. Она была уверена, что такой необходимости нет, поскольку идеи должны послужить на благо всего человечества.
Флоренс Лоуренс
Флоренс Лоуренс

Расстояние имеет значение

Доказывать свою самодостаточность, навыки, знания и изобретения нелёгкая задача для женщин даже в современном мире, а во времена, когда все "первые роли" принадлежали мужчинам, это было ещё сложнее.

Тем не менее, дамы находили и другие способы влиять на развитие важных для них отраслей, в частности, они вдохновляли на изобретения мужчин. Например, Берта Бенц – супруга пионера автомобилестроения Карла Бенца, предложила оснастить автомобиль дополнительной передачей, изобрела тормозные колодки, а также совершила первую в мире длительную поездку на машине.

В августе 1888 года Берта без ведома мужа со своими сыновьями 15 и 13 лет проехала около 100 км из Мангейма в Пфорцхайм, продемонстрировав создателю автомобиля, что его творение подходит для таких путешествий.

В настоящее время женщины не только участвуют в проектировании автомобилей, но и создают собственные концепт-кары, предлагая множество оригинальных решений. Например, YCC (Your Concept Car) от компании Volvo. Его разработкой занимался исключительно женский коллектив. Разработчикам удалось создать прототип в 2004 году, а позднее дополнить его системой Ergovision, запоминающей физические параметры водителя и автоматически подстраивающей под них положения сиденья, рулевой колонки, педального блока, подголовника и ремня безопасности. Впоследствии это решение производитель использовалв своих серийных автомобилях.

След по призванию

Женщин в России, вошедших в историю автомобилестроения, не так много, но одна из них внесла особый вклад - Лили-Мария Пальмен. Будучи инженером-конструктором на заводе "Большевик" девушка создала мотор для первого отечественного танка Т-18 и разработала сразу несколько экспериментальных образцов моторов.

Качество сборки оставляло желать лучшего, тем не менее, благодаря ей в стране появилась первая модель полностью советского танка, принятого на вооружение.

Лили-Мария Пальмен
Лили-Мария Пальмен

Несмотря на дальнейшие гонения, женщина не оставила свое призвание и продолжала совершенствовать сборку моторов. Например, в 1940 году в трудовом лагере Карлаг Лили переоборудовала колесные тракторы ХТЗ на газогенератор.