Постановка «Красная Шапочка» до сих пор собирает полные залы. К 100-летию со дня рождения ее режиссера Анатолия Лелявского сотрудники театра решили реставрировать некоторых кукол. Как это происходило — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
С 1956 г. А. Лелявский был главным режиссером Государственного театра кукол Беларуси. Благодаря ему увидели свет постановки для детей «Золушка», «По щучьему велению» и десятки других. Особое внимание народный артист БССР уделял спектаклям для взрослых. Афиша театра пополнялась, радуя посетителей постановками, сочетающими в себе юмор, лирику и актуальные проблемы. Популярность спектаклей росла, сменялись поколения зрителей, но имя А. Лелявского всегда ассоциировалось с неповторимым стилем Государственного театра кукол Беларуси. Народный артист БССР, режиссер и педагог 6 марта 2023 г. мог бы отметить свое 100-летие. Сейчас пост главного режиссера театра занимает его сын Алексей Лелявский.
Показывают «Красную Шапочку» на сцене театра кукол уже 37 лет. Время дает о себе знать, поэтому персонажи и декорации нуждаются в реставрации.
— Маски несколько лет назад уже восстановили. В этот раз решили заняться непосредственно куклами. Они уже не молодые, пришлось менять буквально все. Для нас важно сохранить их в том виде, в котором они были созданы автором, — рассказала художник-модельер Лариса Лапко.
Отреставрировать куклу — это многочасовой кропотливый труд нескольких человек. На плечи художников-модельеров и художников-бутафоров легла большая ответственность, ведь сроки на преображение ограничены. А персонаж должен появиться на сцене в таком виде, в каком он предстал перед зрителями 37 лет назад.
— Каждый элемент мы согласовываем с художником Алиной Фоминой, которая занималась созданием этих кукол. Сейчас совсем другое время, другие материалы и способы их производства, поэтому найти что-то точь-в-точь бывает тяжело, — объяснила Л. Лапко.
Современные технологии не всегда способны помочь. Сколько бы ни было придумано видов стежков, ни одна швейная машина не способна сотворить то, на что способны руки. Л. Лапко с особым трепетом формирует складочки на ткани, чтобы кокошник бабушки Красной Шапочки выглядел идеально, а затем с помощью простой иголки с ниткой соединяет основу головного убора с кружевом. Изготовление отдельных элементов занимает несколько часов, а вот на их соединение могут уйти сутки. Что-то собирается вручную, некоторые элементы сшиваются на машинке.
— Я очень обрадовалась, когда среди всех материалов удалось найти моток старого кружева. Оно почти такое же, какое было изначально на шапочке бабушки, — поделилась эмоциями художник-модельер.
Если найти подходящее кружево повезло, то с тканью для платья главной героини сказки возникли сложности. Подобрать необходимый цвет оказалось труднее, чем предполагалось, ведь от времени материал наряда износился и потерял первозданный вид.
Некоторые куклы имеют дубли, которые вместе с основным составом участвуют в постановке.
— Не всегда у актера есть время, чтобы с одного конца сцены перебежать на другую локацию. Чтобы не произошло казусных ситуаций, мы создаем сразу две куклы. Реставрируем мы всех, от основного состава до кукол-дублей.
А что же с декорациями? По прошествии многих лет красивая картинка сцены нуждается в обновлении. В умелых руках не совсем уже привлекательные цветы лужайки превращаются в настоящее произведение искусства. Таких историй перевоплощений в театре много, а все благодаря усилиям работникам мастерских.
Обновленную «Красную Шапочку» 5 марта уже посмотрели сотни посетителей театра. Спектакль не уходит со сцены, поэтому увидеть его может любой желающий.
Фото Алексея Столярова
Смотрите также: