Взгляние на изображение ниже. Что вы видите? Как вы воспринимаете на уровне ощущений то, что вы видите?
Переживание негативных эмоций, в частности, страха, зависит, в основном, от активности такой области мозга, как амигдала или миндалина, которая находится в подкорковых отделах головного мозга. Даже для того, чтобы дать ответ на вопрос выше: «Я вижу лицо испуганного человека», в мозг информация должна поступить как в зрительные отделы коры, так и в миндалину, даже если в этот момент вы сами не испытываете чувство страха. Нейрональная система страха направлена, прежде всего, на избегание боли и повреждающих организм воздействий. Ее основой являются ядра миндалины: центральная и латеральная, которые связаны со средней частью гипоталамуса и околоводопроводным серым веществом в среднем мозге.
В амигдалу поступает не только зрительная информация, но и информация от других сенсорных систем, включая обонятельную систему, а также информация о состоянии наших внутренних органов.
Синдром Клювера - Бюси
Генрих Клювер и Поль Бюси проводили эксперименты с удалением у обезьян обеих височных долей вместе с миндалиной и гиппокампом, и обнаруживали связанные с этим резкие эмоциональные изменения. Например, обезьяны больше не боялись змей, хотя до операции приходили при их виде в ужас.
У них больше не появлялось нормальной агрессивности, которую они использовали для поддержания взаимоотношений в группе или же для самозащиты. Также они пытались есть не только привычную им пищу, но и всевозможные несъедобные предметы, как будто бы у них исчезла обратная связь о значении объектов. Таким образом, мы приходим к выводу об универсальной роли миндалины у приматов, как и у человека, в реакциях страха.
Феномен правого теменного неглекта
Ряд исследований поддерживает гипотезу о возможности неосознаваемого восприятия страха. Исследоатели изучали особенности зрительного восприятия, в том числе эмоционально значимых стимулов, у больных, у которых проявлялся феномен правого теменного неглекта. Этот феномен включает в себя особенности сенсорного невнимания.
У таких больных с поражением правой теменной коры выпадает левая половина поля зрения: они как бы игнорируют все, что происходит слева от них. Когда таким пациентам одновременно показывают два разных стимула в правую и левую половину поля зрения, пациенты часто не замечают стимула, который был показан слева.
Ученые обнаружили, что изображения лиц с выражением страха активировали миндалину в их левом полушарии, экстрастриарную часть их зрительной коры (затылочной коры), орбитофронтальную с обеих сторон (в обоих полушариях), правую и левую веретенообразные извилины, которые отвечают за восприятие лиц. Испытуемому предъявляли изображения и он отчитывался видит он их или нет. Однако этом обработка миндалиной изображения испуганных лиц совершенно не менялась от того, видел ли их испытуемый, или же они выпадали из поля его зрения.
Таким образом, изображения лиц с выражением страха могут обрабатываться бессознательно и независимо от повреждения в теменной области.
Связь амигдалы с другими психическими функциями
Показано, что имплицитное эмоциональное обучение, например, наша процедурная память (память на навыки) или же способность выстроить условно-рефлекторные связи, включая эмоциональный компонент, нарушается при повреждении миндалины. Например, пациенты с такими повреждениями не демонстрируют физиологических реакций, которые характерны для условно-рефлекторного страха (например, повышение частоты сердечных сокращений, изменение кожных реакций).
В рамках эксплицитного запоминания обнаруживается нелинейная связь. Так, умеренное эмоциональное возбуждение, в том числе, негативного характера (страха) во время какого-либо события приводит к более прочному сохранению эксплицитных воспоминаний о нем, а слишком сильная активация амигдалы приводит к потере эксплицитных воспоминаний об этом эмоционально событии.
Моделирование восприятия с помощью страха выглядит следующим образом: активность миндалины способствует восприятию определенных адаптационно более важных стимулов. Так, например, было показано, что при предъявлении ветеранам войны во Вьетнаме и лицам, пережившим психическую травму, в унифицированном тесте Струпа слова с высоким персональным значением опознавались ими быстрее и вызывали большую задержку в отчете о цвете, которым было напечатано слово.
Однако для пациента с повреждениями миндалины таких задержек не наблюдалось, и, соответственно, не наблюдалось изменений во внимании и восприятии.