"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их." (Быт. 1:26-27. РСП)
Эти стихи Библии лежат в основе христианской антропологии. В отличие от всех остальных созданий, Бог творит человека "по образу Своему". Это таинственное – как и всё, что написано в 1-й главе книги Бытия – выражение по разному понимали древние и новые толкователи Писания. Одни видели образ Божий в творческих способностях человека, другие – в его уме, третьи – в личностном бытии. Но, наверное, ближе всех к пониманию этой истины приблизился Прп. Максим Исповедник. Он тоже считал, что образ Божий в человек заключается в его разумной природе, способной познавать своего Творца. Но само это познание Прп. Максим связывал с процессом обожения, т.е. постоянного уподобления Богу. Творец наложил на природу человека отпечаток Своей мудрости и благости, а потому ему свойственно стремиться к Источнику этих даров. Тот же святой утверждает, что после грехопадения образ Божий в человеке помрачился настолько, что человек стал подобен животному. Образ неразрывно связан с подобием, и там где искажается образ, там умаляется и подобие. Это значит, что как бы глубоко не пал человек, он всегда останется образом Божиим, хотя и весьма искаженным. А вот подобие можно потерять совершенно, если в душе не останется ни капли света, ни грамма добра, а только всепожирающая страсть к греху и плотским удовольствиям.