Выражение "дерганное поколение" о сегодняшних подростках, проводящих большую часть жизни в виртуальном общении, имеет под собой вполне психиатрическую основу. И, к сожалению, наследственную тоже.
Недавно встречался с 60-летним местным журналистом. Разговорились о частном. Он пожаловался на то, что его 17-летний сын, студент престижного колледжа, по ночам пропадает в виртуальной игровой реальности, чтобы уйти-убежать от реальности настоящей. Дескать, не могу ему ничего предъявить потому, что нечего предложить на замену. И еще - сын стал дерганный какой-то, пересыпает речь антисоциальными словечками, говорит об одном, тут же соскальзывает в другое, и выкрикивает лозунги, которые в общем сегодня уже и небезопасны. Спросил у меня, не знаю ли я какого-нибудь хорошего психолога, чтобы поработал с сыном.
Разумеется, я посочувствовал журналисту. Дал совет. Но обратил внимание на одну странную вещь. Лет пять-шесть назад, когда он активно занимался публицистикой, его речь была литературно красивой, культурной, уважительной, даже изысканной. Теперь же через фразу у него как будто изнутри прорывался мат. Ей Богу, как при синдроме Туретта, который в публичном пространстве выражается иногда в непроизвольном собачьем лае. Так и тут: мат прорывался сквозь его речь каким-то рычанием. Говорит о сегодняшней политике, и вдруг - мат...бл...с....! - и снова о чем-то высоком. О сыне говорит, улыбается сначала, потом - бац! - мать-пере-мать!
Как быть, не знаю. Либо это синдром времени такой психически напряженный. Либо тут что-то с наследственностью. Но термин "дерганное поколение", которым раньше часто бравировал в своих заметках журналист, вполне применим к нему самому. Такой неутешительный вывод я сделал.