Найти тему

Активность детей - залог успеха!

Помните знаменитую песенку Эдуарда Успенского из мультфильма про обезьянок:

"В каждом маленьком ребенке -
И мальчишке и девчонке...?"

И действительно, дети - это маленькие электрогенераторы: они всё время в движении, постоянно что-то ищут и задают массу вопросов. Некоторых родителей это даже раздражает. Давайте разбираться: почему и главное, зачем, нашим детям необходима активность.

Если говорить коротко (а я не ставлю своей целью читать длинные лекции по психологии или философии), активность - это универсальное свойство, которое присуще всему живому. Она является базовым качеством личности ребёнка и влияет на его позицию в окружающем мире.

В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Ее обладателем считается человек с такими личностными качествами, как:

  • целенаправленность,
  • осознанность выбора способов и средств достижения поставленных целей,
  • умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации их корректировать.

Подобный индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и общественных задач. Его личность совершенствуется, поскольку он хочет больше узнать, многому научиться. То есть, именно эти качества и требуется развить, чтобы обеспечить успех нашему ребёнку в будущем.

Перейдём от теории к практике, так как только в практических действиях возможен результат!

Задача взрослого - родителя или педагога, так организовать среду, чтобы ребёнок мог наилучшим образом проявить свою активную позицию в познании картины мира. Сюда можно отнести и различные подвижные и малоподвижные игры, которые скоординируют уровень активности детей, помогут им овладеть необходимыми физическими навыками, укрепят их физическое здоровье и расслабят, когда активность будет запредельной и начнёт мешать прежде всего самому ребёнку. Достаточно вспомнить себя в детстве: в какие игры вам нравилось играть, предложите вашим детям их и сыграйте вместе.

Двигательная активность дошкольников является кроме того, важным показателем физической готовности детей к обучению в школе, а мы ведь хотим, чтобы наши дети в школе были успешными, чтобы им было хорошо и комфортно? А раз так, то играем вместе - это непременное условие, чтобы научить правильно, грамотно распределять свои физические силы.

Мы плавно подошли ко второму виду активности - познавательной. Именно познавательная активность выступает движущей силой развития ребёнка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Как же сделать так, чтобы развить эту способность, заложенную в каждом ребёнке с рождения? Опять же только через игру (ведь именно игра, как известно всем, является ведущей деятельностью дошкольника и одной из базовых потребностей каждого, даже взрослого, человека, а иначе почему же среди взрослого населения столько любителей игр). И если в формировании и развитии двигательной активности необходимо развитие физических качеств ребёнка, то для формирования познавательной главное - развитие интереса! Только по-настоящему увлечённый человек способен стать активным и успешным, следовательно, развиваем интерес! Через эксперименты (а дети ох, как любят экспериментировать), через наблюдения (но не просто сказать: "Смотри, это луна или берёза", а рассказать что-то увлекательное о том, что является объектом наблюдения), через художественное слово, через музыку, через вопросы, которые будут побуждать ребёнка думать и самое моё любимое - через творчество (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд). Помню, как в детстве мне очень нравилось раскрашивать вместе с мамой, а папа учил меня вышивать, с сыном мы очень много читали, и я никогда не запрещала ему возводить грандиозные, на всю комнату, постройки, через которые приходилось переходить, как канатоходцу над пропастью (не дай Бог, сломаем!) Наш дом напоминал мастерскую, в которой находились миниатюрные макеты из пластилина и большие коробки для масштабных построек. Однажды сын даже попросил сходить в обувной магазин только за самой большой коробкой. Вы можете возразить, мол, где играть, когда маленькая квартира и нет места. позвольте сразу не согласиться - играть можно везде, было бы желание! Мы 20 лет жили в съёмных маленьких квартирах, но всегда для меня на первом месте стояло развитие и поддержание активности и интереса ребёнка. С детьми в саду мы всегда активно что-то мастерили, и им это очень нравилось.

Покажите, научите своих детей быть активными в хорошем смысле этого слова и у вас не будет проблем с активностью негативной, опасной, потому что ваши дети будут мыслить иначе: творчески, пытливым умом, желанием развиваться.

Благодарю своих учеников и воспитанников и их родителей за использование в статье фотографий из личного архива.

Благодарю за разнообразный и такой необходимый материал Снежану Ахмедову и Ирину Веснину.

"Замок из песка размером с годовалого малыша!" - даже на море мой сын не сидел без дела, как и многие дети.
"Замок из песка размером с годовалого малыша!" - даже на море мой сын не сидел без дела, как и многие дети.

Мой сын на Рыцарском турнире в Судаке
Мой сын на Рыцарском турнире в Судаке

"Целое море цветов для мамы" - читаем и познаём свойства бумаги - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.
"Целое море цветов для мамы" - читаем и познаём свойства бумаги - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.
"Как устроен человек?" - фрагмент занятия в кружке "Почемучки", который я вела в 2022 году в детском саду на базе ГБОУ Школа 1373
"Как устроен человек?" - фрагмент занятия в кружке "Почемучки", который я вела в 2022 году в детском саду на базе ГБОУ Школа 1373
"Собираем армию защитников и читаем" - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.
"Собираем армию защитников и читаем" - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.
 "Свойства воздуха" - фрагмент занятия в кружке "Почемучки", который я вела в 2022 году в детском саду
"Свойства воздуха" - фрагмент занятия в кружке "Почемучки", который я вела в 2022 году в детском саду
"Динотир - играем и читаем" - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.
"Динотир - играем и читаем" - фрагмент занятия по дошкольной подготовке.