Найти тему
Разговор начистоту

Все конкурсы ради «ОДНОГО», но самого важного в жизни ребенка

Вновь разговор о провинции. Ребенок живет в провинциальном небольшом городе, учится в обычной музыкальной школе, но… «мечтает» продолжить свое профессиональное образование в ведущих, столичных учебных заведениях.

В условиях провинциального города, где нет консерватории, педагог и родители стоят перед выбором: поступать в «свое» музыкальное училище, или продолжить обучение в столице или другом крупном городе.

Когда решение принимается в пользу столичного заведения, то сразу возникает вопрос об исполнительском уровне ребенка, соответствия его «столичному уровню», и уж, «нравится вам или не нравится», вновь возникает разговор о «пятерках».

Как правило, такие дети заканчивают музыкальную школу с "отличным" дипломом.

В данной ситуации, особенно отчетливо видна проблема соответствия и «значимости» оценки, качественная и содержательная сторона ее цифрового выражения.

Вначале 2000-х, мои две ученицы перед поступлением в «Мерзляковку", кто не знает, "Академическое музыкальное училище" при Московской консерватории, приехали на консультацию по сольфеджио.

Ни у меня, ни у девочек, ни у педагога по этому предмету, не было никаких сомнений в уровне их подготовки. В течение всех лет обучения в музыкальной школе, они участвовали в областных олимпиадах по теоретическим дисциплинам, и всегда были победителями: первые места и Гран-при.

С консультации вернулись расстроенные и «подавленные». Им сказали, что абсолютно никого не интересуют «первые места», для них важен уровень знаний, а он не соответствует требованиям «их» училища.

Конечно есть вариант – поступить в «свое» музыкальное училище… Да, есть.

Но, несоответствие требований профессионального уровня ученика с «периферии» столичному, в процессе обучения в своем городе, еще более увеличивается. И тогда, шансов на поступление в консерваторию, еще меньше.

При наличии общих методических и программных требований для «всех» музыкальных школ в нашей стране, тем или иным образом, в каждой отдельно взятой школе, формируются свои требования и, при этом, свой исполнительский уровень учащихся.

Таким же образом формируется «свой» исполнительский и профессиональный уровень в отдельно взятом городе, области, регионе.

Сегодня такова реальность, что конкурсов – великое множество: городских, областных, региональных, с "заманчивыми, красочными, статусными» предложениями.

В своем «портфолио» у каждого ребенка, или почти у каждого, сегодня есть диплом лауреата всероссийского или международного конкурса.

И в этом нет ничего плохого, но…

Для учеников, которые хотят учиться «дальше», нужны не дипломы, а нужны профессиональные «сложные» конкурсы с высокими требованиями к исполнительскому уровню и уровню сложности программы.

Есть конкурсы, где достаточно исполнения одного, двух произведений, причем, на выбор конкурсанта, продолжительностью звучания не более пяти минут.

Профессиональные конкурсы – это, как правило, многоуровневые испытания, в два-три тура, с определенными программными требованиями.

А это уже в требованиях наличие обязательных произведений, и определенный уровень сложности программы, и в сумме – звучание ее, уже не пять минут, а все сорок и более…

Большое значение имеет состав жюри конкурса.

Важна оценка экспертов, профессионалов, которая дает понимание ученику, педагогу и родителям, каково качество проделанной работы, каков уровень исполнительского мастерства ребенка.

Рекомендации, критические замечания… Не менее важны слова одобрения.

Когда ребенок участвует в таких конкурсах с первых шагов, на примере своих учеников, могу сказать, что они «выросли на глазах» преподавателей тех учебных заведений, куда, впоследствии, поступали.

Для детей из «провинции», которые выбирают профессию музыканта – конкурсы – это, как «окно в Европу». Они им необходимы для победы в главном конкурсе для себя, на вступительных экзаменах в учебное заведение, о котором мечтали.

И нас выручают опять: не «пятерки» и не «первые места»…

Поступление в лучшее учебное заведение нашей страны – самый важный результат и «оценка» работы и ученика, и педагога.

Струнный квартет "Art-qartet" (Москва). Участница квартета - моя ученица - Анна Полонеева, выпускница Московского академического училища, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Струнный квартет "Art-qartet" (Москва). Участница квартета - моя ученица - Анна Полонеева, выпускница Московского академического училища, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Мечты сбываются!

Ребенок мечтал, он очень хотел, и он исполнил свою мечту, а мы, взрослые, верили в него, поддерживали, направляли и помогали.

Всем успехов!

Ваша Г.Молькова.