Найти тему
Михаил Драбкин

Казанский метрополитен: единственный по-настоящему новый в России

Миллионный казанец родился в конце 1970-х гг., и, как это обычно бывало в таких случаях в Советском Союзе, власти татарстанской столицы заявили о своём неотъемлемом праве на строительство метрополитена.

Добавьте описание
Добавьте описание

Тем более что этот престижный, очень дорогой, высокопровозной вид транспорта присутствовал в городском генплане чуть ли не с 1960-х гг. Но в те годы у Казани было немало конкурентов: на всю РСФСР было лишь два столичных метрополитена (Москва, Петербург), ещё в 4 городах (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара) метро строилось, и ещё несколько городов хотели добиться начала строительства метро. А в конце 1980-х гг. деньги у Страны Советов кончились, и Казань даже не попала в сокращённый приоритетный список кандидатов на финансирование строительства подземки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Но потом были девяностые, Татарстан чуть не отделился, и в рамках предложенных своевольному и богатому региону "особых условиях" была предложена и особо большая финансовая помощь в строительстве метро, тем более что и повод нашёлся: в 2005 году решили отмечать тысячелетие Казани. И вот всего за 8 лет первую очередь построили, и уже в 2005 г. поезда поехали по 7-километровому участку с 5 станциями.

Добавьте описание
Добавьте описание

А всякие там Омски, Челябински, которые к концу советской эпохи были и больше, и значимее, и индустриальнее татарстанской столицы и куда метрострой пришёл раньше так и остались без метрополитена. И, видимо, так без него и останутся: простым, ненациональным субъектам федерации никогда не добиться такого внимания федеральной власти. Ну или хотя бы таких особых условий налогообложения, которые действуют в Татарстане.

Но что переживать о несбывшемся, надо радоваться тому, что получилось.

Добавьте описание
Добавьте описание

Уже первая очередь метро соединила центр города (включая кремль) со спальными районами (Горки) на юге Казани.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

А по пути появилась пересадка на железную дорогу (платформа Аметьево, только пригородные поезда).

Добавьте описание
Добавьте описание

Метро в Казани не только открыли, его продолжили строить после открытия, и уже в 2008 году оно приросло ещё одной станцией (дойдя до центра крупнейшего спального района на юге города), а в 2010 - ещё одной, перебравшись на северный берег Казанки.

Добавьте описание
Добавьте описание

В 2013 же году, к Универсиаде были открыты ещё три станции на севере города, и метрополитен, и единственная линия метро таким образом пересекла практически всю Казань с юга на север.

Добавьте описание
Добавьте описание

Была организована вторая пересадка на железную дорогу - на Северный, он же транзитный вокзал, он же станция "Восстание-Пассажирская". Таким образом, с метро стало возможным пересесть на поезда дальнего следования.

Добавьте описание
Добавьте описание

Правда, пока только на те из них, которые следуют по северному, "транзитному" ответвлению проходящей через город Транссибирской железной дороги; в то время как на центральном вокзале (станция "Казань-Пассажирская"), который так и не был охвачен городским метрополитеном, и пригородных, и дальних поездов в разы больше, чем на Северном вокзале.

Добавьте описание
Добавьте описание

По состоянию на 2022 год, последняя станция метро была открыта в Казани в 2018 году - это "Дубравная", южная конечная, расположенная менее чем в километре от предыдущей конечной, "Проспекта Победы".

Добавьте описание
Добавьте описание

Такой неоднозначный выбор места для строительства 11-й станции казанского метрополитена был связан с ещё более неоднозначными планами развития городской подземки, но о них позже. Итак, единственная 17-километровая линия казанского метрополитена с 11 станциями пересекает практически весь город с севера на юг, не охватывая лишь северные окраины Казани.

В плане топонимики татарстанская столица - один из самых свободных от советского наследия российских городов, а казанский метрополитен - тем более. Среди станций местной подземки нет ни одной, пропитанной идеологией прошлой эпохи (хотя в планах они были конечно) - это единственный такой метрополитен в России. В целом, названия станций больше связаны с местной топонимикой и особенностями городского устройства, чем в той же Самаре или даже Екатеринбурге. Поэтому же все названия станций казанского метро - уникальны (такого нет ни в одном российском метрополитене).

Добавьте описание
Добавьте описание

И даже единственная станция, названная в честь чего-то общероссийского, в честь главной составляющей нынешней "национальной идеи", в память о победе в Великой Отечественной - это "Проспект Победы".

Добавьте описание
Добавьте описание

В такой форме в честь победы не названа ни одна станция метро в стране и сопредельных странах, хотя во многих городах с метро (Москва, Петербург, Самара, Минск, Харьков) посвящение тому великому событию так или иначе присутствует.

Есть в Казани и одна станция, основное название которой - на татарском языке ("Яшьлек", в буквальном переводе "Юность" или "Молодость").

Добавьте описание
Добавьте описание

Здесь Казань уже вплотную приблизилась к азиатским столица постсоветских стран - Алма-Ате, Ташкенту, где по понятным причинам таких станций немало. Но Казань - российский город, и русскоязычный город, здесь такая "коренизация", даже на уровне одной станции, мне кажется неуместной. Почти вся линия и почти все станции подземные, мелкого заложения.

Из подземных станций 6 колонные и 5 - односводчатые. Единственное исключение - метромост через Аметьевскую магистраль с надземной станцией Аметьево на нём в южной части города.

Добавьте описание
Добавьте описание

Станции казанского метро обслуживают значительную часть исторического центра города, обеспечивая доступ к основным достопримечательностям (станции "Кремлёвская", "Площадь Тукая", "Суконная Слобода"), подвозят пассажиров к 1 из 2 казанских железнодорожных вокзалов ("Северный Вокзал"), и к 1 железнодорожной станции ("Аметьево"), 1 из 4 автовокзалов города (тоже на "Северном Вокзале"). Казанское метро в той или иной степени обслуживает оба крупнейших жилых района города - Ново-Савиновский/Московский на севере Казани (станции "Козья Слобода", "Яшьлек", "Северный Вокзал", "Авиастроительная").

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

И Приволжский/Советский на юге города (станции "Аметьево", "Горки", "Проспект Победы", "Дубравная").

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Кроме того, казанское метро имеет 1 пересадку на кольцевую и частично скоростную линию казанского трамвая (на станции "Проспект Победы") Из российских метрополитенов, кроме столичных, длиннее только метрополитен Нижнего Новгорода, а станций больше только в Нижнем и Новосибирске.

Казанское метро довольно приятно на вид.

Добавьте описание
Добавьте описание

А некоторые станции (центральные Кремлёвская и площадь Тукая") и вовсе можно отнести к самым красивым за пределами метрополитенов Москвы и Санкт-Петербурга. "Козью Слободу" же можно отнести к одним из самых удачных в России примеров метроархитектуры в стиле "хай-тек".

Добавьте описание
Добавьте описание

Однако, дизайн казанского метро страдает от того же, отчего и современная архитектура татарстанской столицы в целом - от плохой и безвкусной архитектуры, дешёвых материалов.

Добавьте описание
Добавьте описание

Хотя линия казанского метро проходит через весь город с севера на юг, обслуживает как центр, так и крупнейшие спальные районы, и имеет две пересадки на железную дорогу, пассажиропоток метрополитена остаётся сравнительно невелик - лишь около 75 тысяч человек в сутки.

Добавьте описание
Добавьте описание

Больше народу пользуется не только метрополитеном Новосибирска, который остаётся образцом эффективности работы небольшой подземки на постсоветском пространстве (первая же очередь соединила две части города, разделённые большой рекой Обь), но и метрополитенами в Екатеринбурге (похож по размеру и конфигурации на казанский) и Нижнем Новгороде (который крупнее казанского, но долгие годы был ярким примером неэффективного и слабо загруженного метрополитена).

Добавьте описание
Добавьте описание

Это можно объяснить и тем, что единственная линия метро не имеет пересадки на центральный железнодорожный вокзал Казани, через который по-прежнему проходит бо́льшая часть поездов (а северный транзитный вокзал имеет меньшее значение), а отчасти, как ни парадоксально, с хорошим наземным общественным транспортом и сравнительно невысоким уровнем пробок, которые делают автобусы, троллейбусы, трамваи более конкурентоспособным по сравнению с метро.

Добавьте описание
Добавьте описание

Самая загруженная станция казанского метрополитена - "Проспект Победы", ей пользуется почти четверть всех пассажиров подземки. Она образует важнейший транспортный узел в южной части крупнейшего спального района татарстанской столицы, и обеспечивает единственную удобную пересадку с метро на кольцевую линию трамвая.

Добавьте описание
Добавьте описание

Впрочем, и пассажиропоток этой станции (18 тыс.чел. в сутки) по меркам Москвы и Петербурга совсем невелик и находится на уровне наименее востребованных станций метро двух российских столиц. Немного отстаёт от "Проспекта Победы" со своими 17 тысячами человек пассажиропотока в сутки "Площадь Тукая" - самая центральная станция казанского метро, которая, с одной стороны, обеспечивает доступ к достопримечательностям и точкам формирования пассажиропотока в центральной части города (улица Баумана, университет, театры, музеи, многочисленные офисные здания и магазины), а с другой стороны тоже образует транспортный узел, откуда можно на наземном транспорте добраться как на запад (речной вокзал), так и на восток (городской парк культуры, восточные спальные районы). "Авиастроительная" и "Козья Слобода", обслуживающие жилые районы в заречной, северной части города, обслуживают уже значительно меньше пассажиров (примерно по 10 тыс. чел. в сутки).

Добавьте описание
Добавьте описание

"Яшьлек", через которую проходит около 8 тыс.чел. в сутки, явно недогружена из-за отсутствия удобной пересадки на трамваи Большого Казанского кольца.

Добавьте описание
Добавьте описание

"Горки", южная конечная первой очереди, после открытия "Проспекта Победы" стала не более чем промежуточной рядовой станцией, пусть и в густонаселённом жилом районе, так что она обслуживает лишь 6 тыс.чел. ежедневно.

Добавьте описание
Добавьте описание

Низкая загрузка 2 станций метро, имеющих пересадку на железную дорогу ("Северный Вокзал" и "Аметьево", примерно по 5 тыс.чел. в сутки) говорит об относительно низкой интенсивности движения поездов на соответствующих железнодорожных станциях.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

И о том, что всё же главным железнодорожным терминалом города является не имеющий пересадки на метро центральный вокзал (станция "Казань-Пассажирская").

Добавьте описание
Добавьте описание

К 2019 году первая, Центральная линия метро была в целом завершена, а дальнейшее строительство пошло по не самому понятному пути: линия от южной конечной метро через юго-восточный жилой район, частично дублирующая кольцевую линию трамвая. И только потом, в перспективе она должна повернуть в сторону центра и дойти до центрального вокзала.

Добавьте описание
Добавьте описание

На мой взгляд, гораздо конструктивнее выглядел первоначальный план, по которому вторая линия должна была в первую очередь пройти через центральный железнодорожный вокзал, и только потом дотянуться до восточных жилмассивов, без сомнительной связки с Центральной линией.

Добавьте описание
Добавьте описание