«Освятите, батюшка» - частая просьба верующих. А нужно ли вообще освящать икону, Крестик? Ответ – нет. Расскажу почему.
Изначально икон никто не освящал. Создан канон, которому иконописец обязан следовать. Например, нельзя изобразить апостола Павла в виде могучего воина с автоматом. Павел должен быть худощавым, с лысиной на голове и невысокого роста.
После создания образа, иконописец подписывает созданное творение. Например, если это икона Святой Троицы написанная в православной традиции, то надпись на образе «Святая Троица» уже является «гарантом» её освящения.
По тому же принципу руководствуемся и в освящении нательного Крестика. Господь уже освятил Его, распявшись на Нём.
Откуда тогда появился чин освящения?
На это повлияло два фактора.
- Оскудения веры. Людям стало необходимо подтверждение авторитета, в нашем случае - Церкви, что это икона или Крест ТОЧНО святы. Церковь снизошла к немощам народа создав чин освящения.
- Наплыв художественного творчества. Живописные изображения Христа и святых наполнили православный мир. Художник редко руководствовался иконописным каноном, поэтому не всякая икона Богородицы была приемлема для молитвы. В дело вступила Церковная «цензура», которая чином освящения утверждала, что эта икона написала в православной традиции.
Нужно ли сегодня освящать иконы?
Если Вы сомневаетесь, что икона православная, то – да, нужно. Если сомнений не возникает, то – нет. Ибо икона святая не потому что дерево свято, а потому что свят тот, кто на ней изображен.
Мы не станем есть селёдку на газете, где на первой полосе изображено Распятие Иисуса Христа.
Преподобный Феодор Студит писал: «Крест всякой формы есть истинный Крест».
Поэтому и нательный Крестик, если на нём изображен Иисус Христос, освящать также не нужно.