Найти в Дзене

Рина Зеленая. Разрозненные страницы. «Раз в жизни хочу написать».

Наверное, если в природе существуют «писатели дневников», то должны появиться и их читатели. Почему же дневник именно «её»? Может, потому, что женские дневники – это особого рода литература. Они сильно отличаются от дневников, написанных мужчинами, женский дневник – это всегда куда более индивидуальный «случай». В рубрике будут представлены дневники вне соблюдения строгой хронологии – и женщин из прошлых веков, и современных сетевых писательниц, и представительниц модного жанра «автофикшн». Главное, чтобы авторами текстов были незаурядные личности. Сегодня в нашей рубрике – героиня с весенней фамилией – Зеленая. Легендарная и любимая миллионами актриса Рина Зеленая. «Зиму я люблю только в марте, когда знаю точно, что она кончилась». Актриса Екатерина Зеленая на афише не уместилась. В прямом смысле слова – имя «Екатерина» разместить не вышло. Поэтому начинающая актриса просто убрала лишнее, оставив короткое – Рина. А, Зеленая – ее настоящая фамилия. В результате получился отличный зву

Наверное, если в природе существуют «писатели дневников», то должны появиться и их читатели. Почему же дневник именно «её»? Может, потому, что женские дневники – это особого рода литература. Они сильно отличаются от дневников, написанных мужчинами, женский дневник – это всегда куда более индивидуальный «случай».

В рубрике будут представлены дневники вне соблюдения строгой хронологии – и женщин из прошлых веков, и современных сетевых писательниц, и представительниц модного жанра «автофикшн». Главное, чтобы авторами текстов были незаурядные личности.

Сегодня в нашей рубрике – героиня с весенней фамилией – Зеленая. Легендарная и любимая миллионами актриса Рина Зеленая.

«Зиму я люблю только в марте, когда знаю точно, что она кончилась».

-2

Актриса Екатерина Зеленая на афише не уместилась. В прямом смысле слова – имя «Екатерина» разместить не вышло. Поэтому начинающая актриса просто убрала лишнее, оставив короткое – Рина. А, Зеленая – ее настоящая фамилия. В результате получился отличный звучный псевдоним.

-3

Рина Зеленая написала книгу «Разрозненные страницы». В нее вошли и дневниковые записи, и мемуарные. Название для книги актриса придумала очень точное: оно в духе всего ее творчества – нечто обрывистое, алогичное, с постоянными запинками и придыханиями (как и своеобразнейший голос Рины Зеленой).

«Уж лучшей писать самой, хотя нет у меня прекрасных записей, как у умных людей, и только придется оправдываться, что страницы разрозненные, какие-то из них забыты, какие-то потеряны – может быть, еще найдутся».

Но в результате чтения складывается образ харизматичной, неожиданной, изумительной Рины Зеленой. Оторваться от книги трудно – так это интересно!

-4

«И сразу же возникает в уме рекламная лихая фраза: «Всем, всем, всем! Читайте книгу Рины Зеленой» – так написал о «Разрозненных страницах» знаменитый советский актер Ростислав Плятт. Который называл Рину Зеленую «вечнозеленой» – за потрясающий оптимизм.

А вначале было детство.

Бесенок Катя-Рина
Бесенок Катя-Рина

Катя – третий ребенок в семье, позже появилась еще сестра Зинаида. Отец был намного старше мамы – ту против воли выдали замуж совсем юной, шестнадцатилетней. И она так и не смогла полюбить своего взрослого, строгого и чопорного мужа. Маленькая Катя росла в холодной атмосфере, в родительском доме не было ласки и нежности.

«В нашей семье никто ни с кем не дружил. Были как бы составные части, которые, сложенные вместе, назывались «семья». Мама и отец – совсем не подходящие друг другу люди».

Подруг не было, дружила с мальчишками, росла хулиганкой.

Желание играть, представлять, лицедействовать Катя ощутила в юности.

«Я просто шла по улице, ни о чем не думала и увидела объявление: «Прием в театральную школу». А я даже не подозревала, что этому учатся в школе – быть артистом».

Она тут же явилась на прослушивание. Через десять минут члены приемной комиссии вытирали слезы и едва могли говорить от смеха, хотя абитуриентка декламировала драматические стихи.

«Наверное, это было действительно смешно: стоит тощая девица с двумя косами и вопит от лица дюжего ямщика».

Она была принята сразу. Рине Зеленой было тогда только 16 лет.

А после окончания театральной школы начинается настоящая актерская жизнь. Кос уже нет, в своем первом театре с оптимистичным названием «Нерыдай» Рина появляется остриженная наголо (переболела тифом, как и полстраны).

«Писательница Вера Инбер говорила обо мне: «Она похожа на мальчика, который похож на девочку».
-6
«Но ничего, – замечает Рина: по правде говоря, тогда я тоже воображала, что у меня есть внешность. Во всяком случае, выходя на сцену, я всегда точно ощущала себя высокой красивой блондинкой».

Рина много пела, танцевала и играла по пять ролей в один вечер. Программа менялась каждую неделю, и приходилось много работать. Деньги ей были очень кстати, так как нужно было кормить семью.

-7
«У меня свое место в программе. Я пою песенки и «Чарльстушки». Это мое изобретение».

В народном костюме с кокошником на голове она пела частушки, а потом сбрасывала одежду, под которой было еще одно, танцевальное платье, и отплясывала зажигательный чарльстон – вот и «чарльстушки».

Публика специально ходила в петроградский «Балаганчик» «на Зеленую».

Рина пишет в дневнике за 1921 год:

Конферансье представлял меня так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица – все сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее. Если вы скажете мне, что это Рина Зеленая, я не стану возражать».
-8

А еще – любовь. Рина не была красоткой, но шарма – хоть отбавляй. Кавалеров было много, некоторые позволяли себе лишнее, благо нравы царили свободные.

По этому поводу острое высказывание Рины:

«Не выношу, когда вмешиваются не в свое тело».
-9

В дневнике есть и драматические страницы. Например, о смерти Маяковского, с которым она была дружна.

«Это большое несчастье. Такое же, как если бы сгорела Третьяковская галерея или Большой. Всюду, всюду, везде на улице, в домах, в театре, в уборных, в трамвае – догадки, сплетни… Идиоты. Как будто не все равно, «почему». Теперь уже все равно. Кончено. Живите теперь без Маяковского».

И еще – несчастная любовь. В первой половине 1930-х тридцатилетняя Рина остро чувствует одиночество. Душевный кризис достигает апогея в период романа с журналистом Михаилом Кольцовым, который был женат, и становится настолько глубоким, что она даже думает о самоубийстве.

Михаил Кольцов – «человек-оркестр» советской журналистики
Михаил Кольцов – «человек-оркестр» советской журналистики

Эта тема уйдет навсегда, когда Рина встретится с архитектором Константином Топуридзе – знаменитым автором фонтанов «Золой колос» и «Каменные цветок» на ВДНХ – с ним они проживут вместе почти 40 лет.

1 мая 1938 года, в свои молодые 36 лет, Рина Зеленая запишет в дневнике:

«Все хорошо. Кончены все истерики. Я пожилая, немолодая женщина. Я очень счастлива. Умирать я не буду – если буду, то в самом крайнем случае. Одиночества больше не существует».
Муж проектировал фонтаны, а Рина фонтанировала идеями
Муж проектировал фонтаны, а Рина фонтанировала идеями

В годы Великой Отечественной Рина Зеленая нередко выезжала с другими артистами на фронт – бойцы обожали ее выступления.

Мне позвонили из госпиталя и строго спросили: «Товарищ Зеленая, Вы почему до сих пор у нас не выступали? Вы же знаете, как нужна раненым ваша «ринотерапия»! Мы ждем!»

Когда Великая Отечественная закончилась, «товарищу Зеленой» торжественно вручили орден Красной Звезды, высоко оценив ее вклад в Победу.

Немного о литературных достоинствах дневника. Рина Зеленая – прирожденный литератор. У нее все интересно. И то, как написаны пейзажи, и лирические отступления, и зоркость глаза, казалось бы, на мелочи, из которых потом вырастает образ. И всюду присутствует ее юмор, ее особый разговорный стиль. Например, автор, вспоминая свою сослуживицу по театру «Крот», пишет: «угловатая девочка, неловкая, умная до такой степени, что сейчас она доктор филологических наук», – в этой фразе отчетливо слышится «ринина» интонация.

И еще немного из фильмов, где снималась Рина Зеленая.

Губы такие уже не носят. Гримерша из фильма «Весна»
Губы такие уже не носят. Гримерша из фильма «Весна»

Ну, где Вы видели, чтобы мужья изменяли женам? Я лично такого не помню. Руководительница молодежного отдела!
Ну, где Вы видели, чтобы мужья изменяли женам? Я лично такого не помню. Руководительница молодежного отдела!

Рина Зеленая любила бывать на гастролях. Актриса объездила десятки пионерлагерей, выступала перед солдатами, академиками, спортсменами. А однажды, в 1955 году вместе с акробатами и музыкантами Рина Зеленая в течение целого месяца выступала в Арктике. А ей уже за пятьдесят!

Кажется, веер не пригодится!
Кажется, веер не пригодится!

Об экстремальных гастролях на Северном полюсе – два десятка поразительных дневниковых записей.

«Мы видим аплодисменты. Услышать их нельзя — из-за воя ветра и рукавиц. Нам аплодируют в рукавицах... Концерт в помещении столовой. Импровизированная сцена. Стены покрыты льдом. На потолке собираются капли и падают редким крупным дождём. Над сценой, в трогательной заботе, чтобы не капало на нас, к потолку прибиты одеяла».

Рина Зеленая пишет, что геологи шли 40 километров, чтобы побывать на концерте, а потом столько же – обратно. Закаленные люди Севера!

И в конце «Разрозненных страниц»:

Ничто так ни старит человека – как возраст
Ничто так ни старит человека – как возраст
«Разумеется, многое остается «за кадром». Уж не такой-то я простак, чтобы все о себе так и выложить, как на ладони. Сейчас модно говорить правду – ну уж от меня, читатель, ты этого не дождешься. Я так привыкла привирать, что иногда сама не разберу, что к чему.
А напоследок я скажу. Мне очень грустно, но, так или иначе, мы должны расстаться, и я хочу оставить тебе свой автограф».
-16

-17