Мы с Неличкой учились в одной группе на радиофаке университета. Там мы подружились и поженились. Я испытал на себе всю силу ее любви! До сих пор не могу прийти в себя от ее утраты.
Перейдем к ее работе. Вот как она пишет в своей книге «Истории из моей жизни» о том, как началась ее работа:
«Когда я закончила радиофак, мой репрессированный отец находился в Сибири. И меня, как дочь политзаключенного, не допустили исследовать явления природы с помощью радиофизики, хотя в дипломе было написано: «Физик-исследователь». Меня направили на работу в среднюю общеобразовательную школу учителем физики.
О работе в школе я никогда не думала. Мне это даже в голову не приходило. Да и никто со мной это не обсуждал.
И вот я пришла с дипломом и направлением в Гороно (Городской отдел народного образования). В то время школы были разделены на мужские и женские. Школа, в которую я была направлена, была мужской. Чтобы иметь хоть какое-то представление о том, с кем придется работать, я согласилась поприсутствовать на экзамене по физике. Мальчишка-семиклассник рассказывал о силе трения. Бойко так тараторил. А когда закончил, учительница его спросила:
- Ну, а что было бы, если бы силы трения не было вообще?
Вопрос оказался на засыпку. Мальчик испуганно замолчал.
- Ну, что? – продолжала учительница. – Может быть, трамваи тогда бы летали?
- Да, да! – сказал мальчик. – Они летали бы…
Это была моя первая встреча со школой. Вторая - в первый день учебы - стала еще более «впечатляющей». В средние века, чтобы узнать о девушке ведьма она или нет, - ее бросали в омут и смотрели: выплывет или не выплывет. Если выплывет - значит, ведьма. Значит - на костер! Ну, а не выплывет…
Примерно так же испытывали начинающего учителя. Мне дали четыре шестых и шесть седьмых классов. И если учесть, что в каждом классе было не менее сорока мальчишек, то легко подсчитать, что мне нужно было запомнить четыреста с лишним имен и фамилий.
Я готовилась к своим первым урокам все лето». Здесь я прерву ее описание, и вставлю историю ее подготовки к первому уроку. Она - девочка скромная, и об этом не пишет, а меня это поразило, удивило и восхитило до такой степени, что не могу об этом не писать.
Она получила широкое и глубокое образование по физике и математике, без которой нельзя понять физику. Такого образования не получают студенты педвузов, так как считается, что оно им ни к чему. А оказалось, что даже очень к чему. Она вспоминала все, чему ее учили и просила меня рассказать ей то, что ей осталось непонятным, для того, чтобы сделать первый свой урок интересным, захватывающим. Точно так поступал академик Л.И. Мандельштам, когда готовился к первой лекции в Одесском Политехническом Институте. Эта его знаменитая лекция «Зачем инженеру физика» есть в полном собрании его сочинений. Так вот, Неличка внимательно изучала эту лекцию академика, чтобы суметь что-то очень интересное и понятное взять из нее для своего первого урока. И нашла! И взяла! И была рада своей находке. Искала еще и находила. Мне оставалось только удивляться и восхищаться ее отношением к делу и помогать ей всеми силами. Она с радостью принимала мою помощь. Теперь продолжим ее рассказ:
«И вот – 1 сентября. В шестом классе физика была новым предметом. И мне казалось, что первый урок обязательно должен был захватить внимание детей, пробудить в них желание познавать законы природы, познавать мир. Это же так интересно!
Я иду на урок в 6 «А». Передо мной в класс несется верзила (оказалось, третьегодник с очень подходящей ему фамилией Разгулов). Он влетел в класс с воплями:
- Девчонка идет. Доведем ее!
Я вошла. Любопытству ребят не было предела. Они уселись как зайцы кружком на парты и стали в открытую обсуждать: кто же это к ним пришел? Гипотезы были разные: студентка, пионервожатая... Ясность внес унылый парень, сидевший у окна:
- Да это Неля с нашего двора!
К такому началу я была совсем не готова. Я все же попыталась рассказать что-то самое-самое интересное. Но эффекта не было. Им было весело, и они были намного опытнее меня в своем умении срывать уроки, чем я в педагогике. Так прошел мой первый урок.
Вскоре я бы, наверное, ушла из школы, так и не узнав, что это мое дело. Спасли седьмые классы. Мне повезло. Год назад физику у них вел очень старый учитель. Причем он был преподавателем техникума. Много лет спустя, на наших школьных встречах эти, уже взрослые, ребята всегда вспоминали свои проделки на уроках Александра Ивановича. Например, они могли снять с него калошу, пока он сидел за столом, и положить ее за портрет Сталина, висевший на стене.
Физики они не знали совсем. Но - то ли они были уже на год старше, то ли я уже другая к ним пришла на второй день. Получилось все. Ребята ждали моих уроков, ходили хвостом, хотели дополнительно заниматься физикой на кружке. А я, так и рыдая от уроков в 6-х классах, и умоляя директора освободить меня от них, готовилась к урокам до двух ночи и испытывала совершенно новые эмоции.
Практически сразу я поняла несколько очень важных вещей:
- Во-первых, меня удивило, что неудача в шестых классах меня сильно расстраивала, но не выбивала уверенность в себе, как было во время учебы в университете. Я понимала, что с шестыми не получится. Я даже ходила на уроки к учителям, где эти же самые шестиклассники сидели, как мышки, и на их партах лежали дневники, исчезающие на моих уроках. Что-либо «пере» – переделывать, перевоспитывать очень трудно. Лучше делать с нуля. Но страха не было.
- Во-вторых, я поняла, что работать гораздо интереснее, чем учиться. Потому, что ты осязаемо видишь результат своих усилий. Результат реальный.
- В-третьих, я поняла еще одну очень важную для меня вещь. Результат этот требует больших усилий. И если эти усилия вложены, то, по крайней мере, в учительской профессии результат будет достигнут обязательно.»
К этому у меня есть следующий комментарий. Она ушла со своего первого урока вся в слезах с твердым намерением уйти из школы и больше туда ни ногой. Для этого необходимо было хочешь ты или нет, пойти к директору школы, чтобы он отпустил ее. И он бы отпустил, так как он сильный человек и не побоялся бы неприятностей, связанных с ее увольнением. Но он – великолепный талантливый педагог, и он поступил иначе.
Он увидел, что у этой девочки есть педагогический дар, которому над дать возможность проявить себя. Поэтому он постарался уговорить ее не опускать руки, а продолжить работу, а она была ему за это чрезвычайно благодарна и тем самым отучила меня от пьянства. Как это было?
Когда моя супруга стала звездой школы, то в школе была вечеринка в честь какого-то праздника. На вечеринке была выпивка. Моя супруга умоляла меня пить за тосты, провозглашаемые директором и другие тосты, за которые надо было непременно пить, чтобы не обижать директора.
В результате я напился так, что моя супруга тащила меня на себе, так как сам я идти не мог, а на другой день мне стало так плохо, что я сказал себе, что больше я не возьму в рот ничего спиртного. И с тех самых пор не беру ни за какие коврижки и пусть люди обижаются.
Продолжение следует
Предыдущие серии:
Как работала моя супруга: история про утенка
Как работала моя супруга: любовь к отцу