Сегодня юбилей у Ольги Качановой. Наверное, нужно слушать Бард-Радио, там и о ней, и о ее творчестве, ее песнях будут говорить. Скорее всего, прозвучит и хорошая подборка ее авторского исполнения своих песен, и кто-то из хороших исполнителей обязательно выставит свои трактовки ее вещей. А я хотел бы поговорить о другом. Хотя не без песен, конечно. Как без песен о юбилее замечательного автора! Хочу поговорить о другом. Но не сразу.
Знаете, я запомнил это имя еще в прошлом веке и прошлой стране. Гибкие синенькие пластиночки «Кругозора» донесли до меня немного странноватый, как мне тогда показалось голос с придыханием, совершенно неожиданно заговоривший со мной о женском. Не скажу, что был очарован, но и имя, и несколько песен запомнил, конечно. Я только-только начинал понимать, что бардовская песня – это гораздо необъятнее чем то, что звучит по ТВ, по радио и с редких еще случайных бардовских пластинок. И Ольга Качанова стала одним из приятных открытий в ряду многих-многих других. Как-то она у меня в один ряд с Вероникой Долиной встала. Да, собственно, так и было. Две совсем разные, но почти одинаково женственные бардессы тогда были на виду. Глубже залезть в бардовскую культуру я в те времена не имел возможности, это уже надо было идти в КСПэшники, а я был занят театром, это меня тогда занимало больше. А что-то новое бардовское мне изредка подкидывали знакомые настоящие КСПэшники наши. Я их на спектакли приглашал, они меня на свои концерты и на концерты заезжих известных и малоизвестных бардов. Так и жили. И как-то постепенно творчество Качановой я из виду потерял. Но когда в 90-е, уже будучи КСПэшным функционером средней руки я вновь услышал ее на Грушинке, я едва не бегом помчался к сцене. Послушал и… разочаровался. Я тогда искренне считал, что много музыки вредит песне, а она выступала с какими-то джазовыми составами, свинговала, едва не по-негритянски, и казалась этакой эстрадной фифой.
Но полюбившуюся с юности песенку про утренних женщин, я все равно не разлюбил. Не взирая на весь этот джаз, в который она ее превратила тогда.
Теперь для меня самого крайне удивительно вспоминать тогдашнее свое разочарование. Я ведь, работая на ТВ в те времена, участвовал в создании и телевизионных джазовых проектов, и даже немного в организации таких фестов. То есть джаз-то сам по себе мне нравился, а джаз в авторской песне странным образом нет. Молодой был! Глупый.
На самом деле это же было время поиска новых сценических языков. И в авторской песне, конечно, тоже. И заносило в эстрадные трактовки тогда очень многих. В эстраду, в рок-н-ролл, в блюз или фолк тогда сходили на поиски своего языка едва не все известные барды. Потом вернулись. В чем-то обогатив свой исполнительский арсенал. Собственно, Ольга Качанова в этом смысле не просто не исключение, она в этом смысле среди флагманов оказалась. Молодец, как я со временем понял. А когда понял, ее песни стали ко мне потихоньку возвращаться. И часто встречающиеся эстрадные прочтения своих по-настоящему больших песен смущать меня перестали, тем более, что эстрадный флер все выветривался и выветривался, уступая место хорошей бардовской камерности, а временами и аскетичности. Да даже там, где эстрадный или джазовый привкус оставался, песня снова становилась важней и естественней. Бог, его знает, может она просто сама научилась лучше это совмещать , а, что более вероятно, музыкальность авторской песни выросла серьезно, и перестала пугать новизной. Во всяком случае, одну из любимых своих песен у Качановой я услышал впервые во вполне эстрадной аранжировке и меня такое прочтение нисколько не напрягло. Сегодня, правда, камерный вариант.
Конечно, возникновение творческого и семейного союза Ольги с Вадимом Козловым, замечательным аранжировщиком, гитаристом, лютнистом и композитором невероятно обогатило авторскую и исполнительскую палитру Качановой, больше того…
Впрочем, вот с этого момента можно начинать говорить именно о том, что по-настоящему восхищает меня в Ольге, о чем и обещал поговорить с самого начала. Но сперва небольшая предыстория:
Где-то в десятых годах Ольга и Вадим организовали студию «Бард-саммит». Я был восхищен первыми шагами этой студии и написал Ольге. Мы познакомились в интернете, потом я даже немного поадминил их группу в ВК, но общего языка нам с ней найти не удалось. Не скажу – к сожалению. Скорее всего, жалеть тут не о чем. И она, и я оказались весьма упертыми, да еще и с очень ярко выраженными представлениями о том, как следует писать публицистику на бардовские темы. Думаю, мы бы, поработай еще немного вместе, переругались бы на чем свет, а это уже действительно было бы «к сожалению». Так что разошлись мирно. Не знаю, как у нее, у меня отношение к ней осталось крайне уважительным. И вот это-то и есть самое важное, о чем я хотел рассказать в ее юбилейный день в этом юбилейном тексте.
Понимаете, есть барды, которые в этой культуре просто творчески реализуются. Точнее самореализуются. Это замечательные, возможно, авторы, но судьбы общей нашей песенной культуры для них – весьма умозрительны. А есть такие авторы, чье творчество – не самореализация, а служение. И вот Ольга оказалась именно из вторых. И, что особенно интересно и особенно вызывает уважение, это служение у нее в равной степени распространяется и на творчество автора, и на творчество организатора, и на творчество просветителя. Во всяком случае еще одна из самых любимых моих песен у нее именно об этом.
Настоящее название у этой песни намного короче – «Бардам». И это такое посвящение друзьям и коллегам по песенному цеху, которое дорогого стоит. Оно ведь совершенно искреннее. И образная система этой песни – не просто доброе пожелание, а буквально библейское переосмысление творчества и его значения на этой земле.
Каюсь, мне намного ближе не авторское исполнение этой песни. Тут еще так совпало, что песня эта много лет жила в репертуаре моей жены, стала в свое время знаковой песней нашего детского семейного Бард-лагеря, а следовательно еще и замечательным символом постоянного возрождения и продолжения жизни как таковой. Но сегодня не у жены моей юбилей. Все песни звучат в исполнении автора. Как полагается. В исполнении Натальи эта песня звучала экспрессивнее и жестче, Ольга поет мягче и как будто бережнее, но невероятная мощь самой поэзии все равно слышна и пробивается сквозь авторскую мягкость. По мне – это очень большая песня.
Впрочем, тема творчества и служения ненавязчиво пронизывает очень многие Ольгины песни. Собственно, и сам Бард-Саммит был именно проектом служения. Не знаю ничего о сегодняшней судьбе этого проекта, но сам изначальный подход был прекрасен. Было записано множество замечательных песен, проведены встречи и с классиками и с молодежью нашей культуры. Это ведь было время, когда в общедоступном пространстве осталось с десяток имен, а остальное только на дисках и кассетах. Профессиональной видеозаписью тогда вообще мало кто мог похвастать. Даже не представляю каких усилий и средств стоило Ольге и Вадиму тащить этот неподъемный воз. Но они тащили. И ее максимализм и упертость, ставшие причиной нашего с ней расставания тогда теперь мне стали намного понятнее.
Очень хочется в этом месте показать вам потрясающий по стильности и аскетичности клип на их с Вадимом песню «Голос из интернета», посвященную ушедшим бардам. Это без дополнительных моих разговоров объясняет кто такая Ольга Качанова, что ею движет, и насколько это все личное и настоящее. И такое, друзья, заслуживает самого глубокого и искреннего поклона.
По правилам Дзена нельзя поставить эту видеозапись в ленту именно как видеозапись. Тем более нельзя ее повторить хотя бы пару раз в таком качестве или даже закрепить хотя бы на время. Но, поверьте, и для моего канала все, что поет здесь Ольга – тоже движок и основание не бросать уже четвертый год наше с вами общение. Если бы мне пришлось выбирать гимн канала Бард-Дзен, я бы, ей Богу, эту песню рассматривал как одну из главных претенденток.
Собственно, это практически все, что я хотел сказать о юбиляре в день юбилея. Дорогая Ольга, Ольга Ивановна. От всей своей бардовской души поздравляю вас. И как могу стараюсь выразить вам свое искреннее почтение и восхищение. Живите и творите как можно дольше. Здоровья вам, успехов, творческого куража и верного служения нашей песенной культуре.