Как понятно из моих предыдущих статей, я довольно активно пользуюсь банковскими приложениями и очень часто перевожу деньги с одних своих счетов на другие, включая межбанковские переводы. В предыдущей статье я упоминал о том, что банки очень точны в описании своих продуктов, услуг, и надо внимательно читать и осмысливать условия, которые выставляет банк по своим продуктам или акциям.
Кстати, причина, по которой иногда приходится себя заставлять условия акций до конца - когнитивное искажение. Мы дополняем пробелы в информации или новые наблюдения известными признаками из стереотипов, обобщений и прошлого опыта. Типа "ну всегда же так было" или "в прошлый раз было так", или "у этих была такая же акция, и там было так, и в этот раз всё понятно". Нет, надо всё читать до конца.
И казалось бы, логично было бы ожидать подобного отношения банков к потребностям клиента - точного, дотошного, но этого не происходит потому что банк работает на себя, а не на клиента, и потребности клиента для него всегда ниже "своих". При этом понятно, что нельзя рассматривать банк как единый организм, которому присущи какие-то определенные свойства. В чем-то, критичном для бизнеса, он может быть точным, в чем-то некритичном он может быть неточным.
Возвращаюсь к тому, с чего начал и опишу нюансы взаимодействия с банками, которыми я пользуюсь.
"Сбер" - никаких проблем абсолютно, кроме очень низких ставок по вкладам и счетам. Реально, у них даже накопительный счет не с ежедневной капитализацией, а на минимальный остаток за месяц. Консультанты такие же как и везде. Ну и я, конечно, предвзят - два года назад "Сбер" почему-то подарил мне приставку к ТВ "Сбербокс". В последнее время очень щедро одаривают "спасибками". Недавно делал заказ в сбермаркете - списали около 400 "спасибок", и начилисли почти столько же)). Надо изучить их программу лояльности внимательнее, она выглядит интересной.
"Тинькофф" - тоже никаких проблем, кроме низких ставок по вкладам и счетам, но здесь можно подключить подписку PRO/Premium и на определенных суммах получать более выгодные варианты. Есть интересные программы лояльности, интересные условия по кредиткам. Как и у "Сбера", присутствуют минимальные задержки в отображении сумм на счетах. По "Черной" карте хороший кэшбэк по категориям - 5%.
"Открытие" - в последнее время пользовался более активно, и отметил, что есть определенные сложности с отображением сумм на счетах/вкладах. Если у "Сбера" и "Тинькова" корректные данные отображаются уже через одну-две минуты, то у "Открытия" такая задержка при выполнении операции "ночью" по московскому времени может составлять уже час-два. Очень неудобно. Также они любят проводить техобслуживание в самое активное для меня время - с 2 до 7 по Москве, или с 9 до 14 по моему времени. В это время невозможно пользоваться мобильным банком. Программа лояльности "МАКС" и кэшбэки умопомрачительные по сравнению с другими банками, 2,5% на всё при оплате NFC это бомба.
"Ренессанс-кредит" - тоже активно пользуюсь. Огромная проблема с отображением корректных данных по счетам/вкладам. Такое ощущение, что у них вот то, что у "Открытия" работает хуже ночью, у них вообще не работает, и не только ночью, а еще и по выходным. Бывают интересные акции, но обычно - с подвохом. Если подвох не вычислить, то ничего не получишь.
"УБРиР" - использую в основном для платежей ЖКХ, ради кэшбэка в 5%. Время работ по техобслуживанию меня особо не "задевало". Обновления данных по счетам-вкладам - как у "Открытия".
Но с "УБРиР"ом вот буквально вчера вычислил такие проблемы. При оплате через интернет требуется указать номер карты, срок окончания действия карты и CVV код. Это не проблема, теоретически данные можно посмотреть в интернет-банке, в мобильном банке, и на самой карте. А практически - в интернет-банке эти реквизиты не показывают, при нажатии на кнопку "Реквизиты" у конкретной карты выводят только реквизиты счета. В мобильном банке отображают. Только у меня никак не проходили платежи, когда я вводил данные оттуда. А когда вводил данные с карты, то проходили. Поняли уже? Одна цифра данных карты в мобильном банке отличается от цифры на карте. Платежи проходят если я указываю данные с карты. Это благо я умудрился вычислить это из-за своего паттерна поведения - если у меня не проходит платеж по реквизитам из мобильного банка, то я достаю карту из кошелька, и ввожу данные непосредственно с неё. И вот вчера заметил, что уже не в первый раз, не первый месяц при оплате коммуналки мне приходится доставать карту. Написал заявление в банк с просьбой откорректировать данные, посмотрю что получится в результате. Надеюсь карту не заблокируют).
В заключение хочу добавить, что я не пытаюсь обелить или очернить какие-то банки. Все они для меня - инструменты. У всех инструментов есть своё предназначение, степень износа, надежность. Это надо просто учитывать. Вполне естественно ожидать, что крупные организации имеют больше ресурсов для круглосуточного обслуживания, и могут давать менее приятные условия, так как уже есть клиентская база. Мелкие организации будут пытаться конкурировать за клиента различными мероприятиями, при этом качество оказания услуг не всегда, но часто будет меньше. Плюс еще нельзя исключать фактор "не повезло", который случается даже у самых крупных организаций.
По сути та же характерная зависимость "больше риск-больше потенциальная прибыль, но и больше потенциальные потери". Причем при первоначальной оценке риска можно думать и таким образом - "Откуда такая высокая потенциальная прибыль, где скрыты риски?"