Главное отличие нашего времени от 80-х - это то, что Запад больше не воспринимается чем-то позитивным. Нет примера жизнерадостного и лёгкого течения жизни. Наоборот, с каждым годом нарастает идеологизированность с борьбой за права меньшинств, за права природы, за права каких-то новых существ, живых и неживых. Не за счастье и гармоничную жизнь, - а за права. Каково будет человеку с новыми правами - уже неважно. Главное процесс, процесс изнурительной и мрачной борьбы. Когда смотришь популярные американские сериалы, где нам показывают либо антигероев, либо откровенных социопатов, складывается понимание, что всё, - в ту сторону можно больше не смотреть.
Америка - локомотив западной цивилизации - ещё совсем недавно умела себя подать в качестве супер-приза. Устанешь вспоминать её успешные мега-проекты: от голливудской «фабрики грёз» до кремниевой «долины инноваций». Гламур и шоу-бизнес; длинноногие модели Victoria's Secret, которым подражали женщины всего мира; фильмы, которые зрители по-настоящему любили и многократно пересматривали; песни, которые звучали в сердцах миллионов - всё это было у наших нынешних противников в избытке. Оно сияло, переливалось и влекло.
Американские фильмы, сериалы и мультфильмы были не только чрезвычайно коммерчески успешным продуктом, но и неотъемлемым элементом т.н. «мягкой силы». Они приукрашивали американскую жизнь в глазах как местных жителей, так и понаехавших, и желающих понаехать. Бурлящие жизнью мегаполисы, уютные двухэтажные домики пригорода, многообразие очаровательных повседневных мелочей, в которых так тепло и приятно жить - всё это десятки лет оказывало на наших сограждан, привыкших к более скромному быту, поистине завораживающее действие. Стремясь достичь этого или хотя бы приблизиться, люди постепенно перестраивали себя под этот образ жизни и образ мысли - так западные ценности незаметно но прочно внедрились в наше сознание.
«Успешный сериал — это такая завуалированная форма проговаривания модели поведения в изменившемся времени. Людям кажется, что они развлекаются, смотрят за развитием и за коллизиями какой-то чужой история, а на самом деле они получают образцы поведения в данной конкретной ситуации». (Константин Эрнст)
Нам ещё предстоит проследить и оценить в следующих статьях тот глубочайший эффект, к которому наше общество привела западная массовая культура, пока мы только констатируем - прекрасного западного мира больше нет. По крайней мере на экранах: Голливуд впал в детство, Нетфликс рисует только чёрным, Евровидение превратилось в фрик-шоу (а ведь когда-то мы смотрели его с интересом), а европейское кино стало какой-то бесконечной хроникой из мира душевнобольных. В целом Запад показывает то, чему не удаётся завидовать и к чему не хочется стремиться. Только техногуру ещё пока зажигают народ: покойный Джобс передал свою IT-паству Илону Маску и образ США как «земли инноваций» пока сохраняется, продолжая вытягивать ценных программистов из разных стран.
Заметнее всего было падение Голливуда: убогие сценарии, блеклые звёзды, слабая режиссура, - всё это стало трудно не замечать. А когда к этому добавляются квоты на различные меньшинства и агрессивное навязывание прогрессистской тематики, то совсем тушите свет.
Постепенно не остаётся ничего, что делало образ Запада привлекательным - не только для нас, но и для других стран. Например, некоторое время в кинопрокате Китая китайские фильмы шли вровень с голливудскими, а с 2016 года их сборы стабильно превышают сборы западной кинопродукции. Процент прибыли китайского кинопрома в общей кассе рос с каждым годом и сейчас он составляет около 85 %. Теперь Голливуд прочно потерял Китай.
У нас впервые в этом году российский фильм в прокате побил американский с огромным отрывом, причём побил ожидаемого лидера, чья первая часть была мировым событием. Толпа крылатых хвостатых невероятно ярких существ проиграла одному маленькому коричневому зверьку; волшебный и некогда завораживавший трехмерный мир Пандоры проиграл простому миру-не-без-добрых-людей и солнечному черноморскому побережью.
Запад по-прежнему производит массовый контент, но этот контент больше не несёт в себе одурманивающую начинку избранности. Запад больше не культурный гегемон, Америка больше не «страна мечты». Единственные на кого пока по-прежнему действуют американские аффирмации о великой и исключительной стране - это сами жители США. Порой складывается ощущение, что они действительно живут во Вселенной Марвел, но реальность уже постучалась в дверь:
«Одним из занятных элементов — быть может, самым занятным элементом — мира Марвела является карта марвеловской Земли. У этого мира, в общем и целом повторяющего очертаниями границ наш, есть одно занятное свойство. Весь он, кроме Америки, совершенно проницаем... На территориях ядерных держав и крошечных кукурузных республик прячутся секретные базы всеми разыскиваемых суперзлодеев — но туда же может незаметно влететь флот американских парящих авианосцев. Какое, к чортовой матери, ПВО, какие местные конституции, правоохранительные органы и всё такое. В лучшем случае за пределами Единственного Государства На Свете вы можете найти каких-нибудь французских жандармов, русских или китайских солдат в шапках — но и те будут представлены не как армии своих государств, а как личные гвардии какого-нибудь злодея-генерала.
Америка же в Марвел — единственное пространство изначального космоса. И если за пределами её вторжение каких-нибудь монстров не представляется даже толком вторжением (там, собственно, чудовища никогда и не переводились) — то появление чего-то открыто нарушающего порядок между Мексикой и Канадой является настоящим, высекающим искры эмоций Событием...
Сейчас Америка теряет чувство своего Космоса — фундаментом которого является уверенность: разнести весь остальной мир и построить его заново США мешают только гуманизм и экологические соображения, а также аморальная продажность некоторых чиновников и бизнесменов, готовых мириться с тем, что где-то на планете не соблюдают Конституцию США.» (Виктор Мараховский)
____________________________
Автор читает все реакции на статьи и благодарит комментаторов за отклики и содержательные дополнения.