Найти тему

Загадка китайской династии Ся

Сразу пущу коней с места в карьер - что ж это за династия такая и почему она загадочней других?

Согласно традиционной китайской историографии эта династия - Ся - была первой, существовала на наши деньги с 2070 по 1600 гг. до нашей эры. За ней последовала династия Шан (1554-1046 гг. до н.э.). Третья древняя династия звалась Чжоу (1045-256 гг. до н.э.).

Так в чем же загвоздка? Сведения об этих династиях из века в век образованные китайцы черпали из исторических хроник, и всех всё устраивало. Проблемы начались в XX веке, когда молодежь пошла в университеты, открытые в Китае по западному образцу, или, что еще хуже, стала по заграницам разъезжать и учиться всякому - далеко не всегда хорошему.

В частности, молодые нахалы нахватались такой срамоты, как критическое восприятие источников. Из поколение в поколение их предков почему-то устраивало, что раз о династии Ся писал какой-то маститый древний хронист, то этого вполне достаточно. Ан нет! Молодые нахалы стали требовать доказательств. "Мало ли что написано в хрониках, - говорили они, - На сарае тоже много всяких слов написано, а там, на самом деле, дрова".

"Может еще скажете, что династии Чжоу не существовало?" - возмущенно вопрошали традиционалисты.

Молодые нахалы на такие дешёвые провокации не велись. "Нет, отчего же, - говорили они в ответ, - От Чжоу куча всякого бронзового хлама осталась. Сосуды всякие, горшки. Да не простые, сосуды а с инвеститурами. Так что на счёт Чжоу у нас претензий нет".

Под инвеститурами, надо сказать, подразумевались надписи, которые в древнем Чжоу наносили на днища сосудов. Надписей таких на днищах находили во множестве и были они примерно такого содержания: "Царь Горох Чжоусский жалует Ваську Ноздрю титулом гуна, дарует ему участок в шесть соток, три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртку замшевую и в удостоверение сего приказывает отлить сей сосуд и таковую надпись на нем начертать".

"Ну и где что-нибудь подобное, но только династии Ся? Да что там Ся, вы хоть какой-никакой артефакт, оставшийся от Шан, предъявите! А то у нас на счёт существования династии Шан тоже большие сомнения имеются!" - так рассуждали нахалы-ревизионисты, а традиционалистам оставалось только обиженно сопеть и молчать, потому как крыть было нечем, а обзываться нехорошими словами не позволяло конфуцианское воспитание.

С артефактами династии Шан традиционалистам свезло. Их обнаружил один учёный муж по имени Ван Ижун. Вернее не обнаружил, а отождествил их с письменными памятниками династии Шан, которые китайцы уже многие годы... ели. Дело в том, что надписи шанцы делали на бычьих лопатках и панцирях черепах, а неразумные потомки, не понимая, что это за диковинки, принимали их за кости драконов, перемалывали и употребляли в качестве лекарственного снадобья в пищу. Об этой примечательной истории я рассказывал в заметке "Съеденное историческое наследие".

Выяснить откуда брались эти кости стало делом техники. В 1928 году в Аньяне были обнаружены остатки шанской столицы Иньсюй. Это стало ударом по ревизионистам, но сдаваться они не хотели и продолжали задавать неудобные вопросы. "Ну хорошо, - говорили они, нисколько не смущаясь - столица Иньсюй, которую вы нашли, существовала с 1300 по 1027 гг. до н.э. То есть на позднем этапе существования Шан. А где следы существования раннего этапа шанской династии? Она ведь у вас, вроде бы, с 1554 года до н.э. существует? Ну и где?"

Ответить традиционалистам помешало военное лихолетье. Удивительно как они Иьсюй-то раскопали на фоне перманентной гражданской войны, а уж когда к гражданской добавилась война с Японией, об исторических изысканиях пришлось забыть. К раскопкам вернулись в пятидесятые годы и вот тут традиционалистам фарт и попёр да так кучно, что хоть вагонами отгружай.

В 1951 году откопали культуру Эрлиган. Хорошая такая культура, всё по взрослому, остатки города со стеной семь километров длинной, руины мастерских, бронзовые сосуды в явной шанской стилистике, только чуть попроще... По датировкам тоже все складывалось идеально - Эрлиганская культура существовала в 1600-1400 гг. до н.э.

Бронзовый сосуд из Эрлиган
Бронзовый сосуд из Эрлиган

В 1959 году - еще одна удача - раскопали культуру Эрлитоу, которую датировали 2100-1600 гг. - с руинами дворцов, мастерскими, свидетельствовавшими о массовом производстве бронзовых изделий - опять же в стилистике Шан, но только, в отличие от эрлиганской культуры, уже значительно примитивней и т.д.

Сосуд из Эрлитоу
Сосуд из Эрлитоу

Традиционалисты торжествовали. Тыча пальцем в ревизионистов, они хохотали, называли их Фомами-неверующими, уверяя, что всё - нету у них методов против Кости Сапрыкина. Смотрите, мол, как всё хорошо складывается: Эрлитоу - это династия Ся, Эрлиган - ранняя эпоха Шан... А в 70-х годах в 450 километрах от Эрлигана недалеко от реки Янцзы в провинции Хубэй было найдено городище Паньлунчэн практически полностью идентичное Эрлигану, да еще и с аналогичной датировкой. Еще один козырь в копилку традиционалистам - вон мол, какое обширное Шанское государство было!

Реконструкция дворца в Паньлунчэн
Реконструкция дворца в Паньлунчэн

Однако ревизионистам так просто утереть нос не получалось. Упрямцы продолжают спорить приводя следующие аргументы:

  • Письменность. В случае с Шан мы имеем дело уже с весьма высокоразвитой письменностью, такой, которая развивалась уже лет двести-триста. Где более ранние образцы письменности? Ни в Эрлигане, ни в Эрлитоу ее найти не удалось. Нет, в Эрлитоу находили какие-то стремные краказябы, но даже самые смелые из традиционалистов не рискнули назвать ЭТО письменностью.
Каракули из Эрлитоу
Каракули из Эрлитоу
  • Колесо. Культуры Эрлитоу и Эрлигана колеса не знали. В Шан мы имеем дело с колесами очень сложной конструкции, с ободами, спицами и т.д. Так не бывает. Это как если бы в 19 веке минуя паровоз сразу бы появился скоростной электропоезд.
  • Лошади и упряжь В Эрлитоу и Эрлигане лошадей не использовали. В Шан, мало того что появляются одомашненные лошади в больших количествах, так они еще появляются с колесницами и очень сложной системой упряжи.

Одним словом, несмотря на то, что между шанской цивилизацией и предыдущими культурами (Эрлитоу-Эрлиган) много общего и версия о преемственности напрашивается сама собой, но есть и огромная культурная пропасть, которую нечем заполнить, баталии между традиционалистами и ревизионистами не затухают и по сей день. а вопрос существовала ли на самом деле династия Ся, или это выдумки хронистов - до сих пор остается открытым.