374,3K подписчиков

Щелчок по носу

78K прочитали

Бальное платье валялось в углу. Девушка рыдала навзрыд. Заламывая руки, мать призывала её успокоиться. Но в душе она просто кипела: такого не могло случиться! Эти новички возомнили о себе бог весть что! Самая влиятельная женщина в Нью-Йорке переживала не просто так – в 1883 году она получила весьма ощутимый щелчок по носу.

фрагмент полотна А.Жерве
фрагмент полотна А.Жерве

Европейские аристократы гордились своими гербами и родословной. Титулованные особы посматривали на остальных сверху вниз. А по другую строну океана за два века тоже сложилась собственная аристократия. Пусть без графского или баронского титула, без герба на дверце кареты, но эти люди знали: они стоят на несколько ступенек выше, чем другие американцы. Почему? Только лишь потому, что они оказались потомками первых переселенцев. И сколотили свои состояния раньше прочих.

Центром этого привилегированного круга была богатейшая семья Астор. Лина Астор, гордая и надменная дама, тщательно следила, чтобы на её светские вечера не попадали случайные люди. «Клуб Четырёхсот» - так называли избранное общество, допущенное до нью-йоркского дома семьи Астор. Говорили, что ровно столько людей помещается в роскошном бальном зале Лины…

Альва Вандербильт, жена железнодорожного магната, отчаянно стремилась в этот круг. Она тоже была очень богата, но, по меркам Асторов, недостаточно «знатна». Семейство "новеньких" разбогатело не так давно. Поэтому все попытки Альвы пригласить Лину на чай, случайно встретиться с ней на каком-нибудь общем мероприятии, были обречены на провал. Заносчивая королева Нью-Йорка знать не желала «какую-то Вандербильт».

Альва Вандербильт в костюме для бала 1883 года
Альва Вандербильт в костюме для бала 1883 года

На Пятой Авеню, в самом престижном месте города, Вандербильты отстроили великолепный особняк, больше похожий на дворец. И в честь новоселья задумали организовать бал-маскарад. Французский повар разработал самое изысканное меню, для украшения дворца заказали гирлянды цветов, а чтобы поразить гостей обстановкой, Альва потратила два миллиона долларов…

«Никто к ней не придет», - уверенно говорила Лина Астор. И предупредила своих друзей и знакомых: чтобы близко не подходили к дому Вандербильтов. Торжество на тысячу человек должно было стать грандиозным провалом «нуворишей».

Но Альва была умна. Она придумала, как действовать – нашла ключик к сердцу дочери Лины. Познакомиться с ней было проще, чем с миссис Астор... Девушке пообещали роль в танцевальном номере, который должен был открывать бал-маскарад: самые красивые юные особы в великолепных костюмах восемнадцатого века изображали Марию-Антуанетту и ее придворных дам. Легко догадаться, кому выпало изображать французскую королеву?

Лина Астор на полотне 1890 года
Лина Астор на полотне 1890 года

Репетиции шли тайно. А по Нью-Йорку расползались слухи о роскошном мероприятии, которое готовят Вандербильты… В конце концов, Лина Астор сжалилась: она разрешила дочери посетить бал. Для Кэрри Астор сшили великолепное платье цвета фиалки, и она должна была стать самой нарядной девушкой вечера. Но сама Лина Астор ехать на праздник категорически отказалась.

Однако накануне торжества миссис Вандербильт прислала письмо с извинениями: дескать, ей очень жаль. Она обожает Кэрри Астор, однако пригласить ее в свой дом не имеет права. Ведь Вандербильты до сих пор не знакомы с родителями девушки! Нельзя же прыгать выше головы! Этикет неумолим: сначала нужно познакомиться с мистером и миссис Астор! Очень, очень жаль, но грандиозный праздник пройдет без своего главного украшения…

Вот и получилось, что Кэрри рыдала, отбросила в угол бальное платье, а миссис Астор гневно сверкала глазами. Это был настоящий щелчок по носу.

Она думала несколько часов. В ней боролись гордость и материнская любовь. Перевесили чувства матери, поэтому Лина отправила свою визитку в дом Вандербильтов. На языке XIX века это означало: я готова засвидетельствовать вам свое почтение. Я вас признаю равной себе.

кадр из сериала "Позолоченный век"
кадр из сериала "Позолоченный век"

И тогда, словно по мановению волшебной палочки, конфликт исчерпался. Асторам прислали приглашение на бал. Заплаканная Кэрри в тот момент уже крепко спала, но ради этого Лина Астор ее разбудила. А потом разослала записки знакомым - на бал идти можно! Она сама там будет!

На следующий день всё прошло великолепно: Кэрри Астор блистала на балу. Лина Астор приехала в дом на Пятой авеню и прошествовала по красной ковровой дорожке, словно королева. Встретив ее, Альва Вандербильт рассыпалась в похвалах ее чудесному наряду. Со стороны могло показаться, что встретились две закадычные подруги. И только самый внимательный взгляд мог отметить торжествующую улыбку Альвы и досаду во взоре миссис Астор.

Щелчок по носу вразумил Лину Астор. Она перестала игнорировать Вандербильтов и те сумели войти в высшее общество Нью-Йорка. А эту забавную историю использовали сценаристы сериала «Позолоченный век». Они слегка поменяли имена персонажей, но суть конфликта и его завершение передали весьма достоверно.

Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!

Лайки помогают развитию канала!