Найти тему
Дестрой

Заключённые ГУЛАГ-а построили в скале это хранилище торпед для подводных лодок 4-й бригады

Сегодня мы расскажем про построенное заключёнными одного из лагерей системы ГУЛАГ в годы Великой Отечественной Войны необычное скальное хранилище торпед 4-й бригады подводных лодок, которое в 1960-х гг. перестроили в убежище Гражданской Обороны.

Старые фотографии периода существования базы с 1936 по 1963 гг., опубликованные пользователем AlexWild на сайте старых фотографий pastvu.com.
Старые фотографии периода существования базы с 1936 по 1963 гг., опубликованные пользователем AlexWild на сайте старых фотографий pastvu.com.

В начале 1930-х гг. в бухте Находка на мысе Астафьева было решено основать пункт базирования подводных лодок и кораблей Находкинской Военно-Морской Базы Тихоокеанского флота СССР.

В 1934 г. в бухту Находка из Владивостока пришла плавбаза "Саратов" с первыми дизельными средними подводными лодками серии "Щука", из которых 14 ноября 1934 г. был сформирован сводный отряд подводного плавания, переформированный 29 апреля 1935 г. в 5-ю морскую бригаду подводных лодок.

В тоже время из бухты Козьмина сюда был передислоцирован 4-й дивизион торпедных катеров ТКА-4.

В то время берега бухты только начинали активно осваиваться, тогда силами военно-строительной организации, а также с активным участием личного состава подводных лодок 5-й бригады, на берегу были возведены первые причалы, казарма с мастерскими и зарядная станция. Постепенно приходили новые "Щуки" и отстраивался полноценный военный городок.

А с 1937 г. в Находке размещались стационарные лагеря и пересылочный пункт заключённых знаменитой системы ГУЛАГ, которые строили торговый порт, давший главный толчок в дальнейшем развитии будущего города. Одна из колоний под названием 44-й участок как раз находилась на мысе Астафьева, которая с 1941 г. находилась в подчинении Главного Управления Строительства Дальнего Севера НКВД "Дальстрой" и просуществовала вплоть до 1946 г. Заключённые этого участка активно привлекались для различных строительных работ по обустройству береговой базы.

В 1939 г. один из дивизионов бригады убыл в Советскую Гавань, а 11 февраля 1941 г. в ходе преобразования подводных сил Тихоокеанского флота остатки бригады были переформированы в 1-й отдельный дивизион подводных лодок, состоящий из 11 и 12 дивизионов. Примерно в это же время 4-й дивизион торпедных катеров был передислоцирован на место, где позже появился Находкинский судоремонтный завод.

23 марта 1941 г. из 11 и 12 дивизионов была сформирована 4-я бригада подводных лодок.

Фотографии погрузки торпед в 1945 г., опубликованные пользователем AlexWild на сайте старых фотографий pastvu.com.
Фотографии погрузки торпед в 1945 г., опубликованные пользователем AlexWild на сайте старых фотографий pastvu.com.

С началом Великой Отечественной Войны для хранения торпедного боезапаса подводных лодок у пирсов возникла острая необходимость в строительстве защищённого хранилища, способного выдерживать прямое попадание мощных авиабомб.

Так специалистами управления начальника работ УНР-112 совместно с силами заключённых упомянутого выше 44-го участка, у пирсов пункта базирования подводных лодок в горных выработках прибрежной скалы было построено небольшое торпедохранилище.

В период Советско-японской войны 4-я бригада участвовала в боевых операциях, числясь в действующей армии с 8 августа по 2 сентября 1945 г., получая торпедное вооружение из хранилища.

В 1951 г. 4-я бригада была переформирована в 125-ю отдельную бригаду подводных лодок и в 1952 г. убыла в Порт-Артур, откуда через три года перебазировалась на Камчатку, а в 1961 г. была расформирована в посёлке Рыбачий.

В апреле 1951 г. в составе 40-й дивизии подводных лодок была сформирована 171-я бригада дизельных подводных лодок проекта 96, которая базировалась здесь.

13 июля 1961 г. 40-я дивизия была переформирована в 6-ю эскадру подводных лодок и в 1962 г. входившая в неё 171-я бригада, ставшая отдельной, была перебазирована в Магадан в бухту Нагаева.

На этом и закончилась история Находкинской Военно-Морской Базы...

Но не закончилась история её торпедохранилища в скале. После расформирования базы ВМФ было решено приспособить его под убежище Гражданской Обороны одной из площадок морского торгового порта. Тогда к его порталам были пристроены защищающие вход сквозники, в подходных потернах рельсы в полу залиты в бетон и установлены защитно-герметические двери на проёмах, на месте разворотного круга обустроили туалет и фильтро-вентиляционную установку с вентиляционной шахтой, а в зале хранилища торпед установили баки аварийного запаса воды и нары для укрываемых.

Ну а после распада СССР необходимость в этом убежище отпала, оно было законсервировано и с тех пор стоит забытое людьми, а его редкими посетителями являются лишь любители подземелий типа нас.

-4

Ну а теперь давайте пройдём к одному из заросших порталов этого сооружения, который сложно разглядеть из за пристроенного забора.

-5

Над пристроенным к порталу сквозником имеется надпись, подтверждающая, что оно построено силами УНР-112 и заключёнными 44-го участка.

-6
-7

Заходим в защищавший один из входов сквозник, куда выведена труба воздухозабора.

-8

И видим установленную в 1960-х гг. выпуклую защитно-герметическую дверь.

-9

За ней установлена ещё одна более лёгкая герметическая дверь.

-10

За ними в глубину сопки уходит изгибающаяся подходная потерна с залитыми бетоном рельсами в полу.

-11

Потерна приводит к перекрёстку бывшего зала разворотной площадки, где в полу раньше был установлен поворотный круг для разворота торпед при их выдаче из хранилища.

-12
-13

Часть зала поделена перегородками, где при переобустройстве в убежище сделали туалеты.

-14
-15

И помещение фильтро-вентиляционной.

-16

С гермолюками в расширительную камеру вентиляционной шахты, которую пробурили наверх склона.

-17

Сама фильтро-вентиляционная установка до сих пор на месте.

-18

Напротив проход в бывший зал хранилища торпед.

-19

На входе в который раньше была небольшая балка с ручной талью, а позже на её рамной конструкции установили баки аварийного запаса питьевой воды.

-20

Зал хранилища торпед стал залом для укрываемых.

-21

И в нём установили двухъярусные нары.

-22

А в самом конце зала из под не до конца залитого бетона торчат и сами рельсы, по которым когда-то возили тележки с изделиями.

-23
-24

Возвращаемся к развилке и идём по второй изгибающейся подходной потерне, ведущей ко второму входу.

-25

Здесь у стены установлены ещё пара электроручных вентиляторов.

-26

А на входе также две гермодвери.

-27

Вот такое необычное убежище, а на этом всё.

-28

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.