Приветствую, уважаемые подписчики, коллеги-моделисты и просто читатели! Третья подряд работа по моей основной тематике - Танки и прочая гусеничная бронетехника от Холодной войны до современности. Мы уже поговорили об изделиях США и Великобритании, сейчас начнём разговор о французской технике. Машины родом из Франции всегда были и есть своеобразными и оригинальными, и первым на очереди стал АМХ-30, самый лёгкий в мире ОБТ свого времени. Посмотрим, как проходила работа с ним.
О наборе: набор от замечательной китайской фирмы Meng в масштабе 1/35, при этом не такой уж и свежий набор - 2012 года выпуска. В довольно большой коробке нас ждут 7 литников из тёмно-зелёного полистирола, также из этого пластика отдельно отлита ванна корпуса и верхняя часть башни; 5 литников коричневого цвета с деталями траков, 1 литник с прозрачными деталями, 1 литник с полиуретановыми втулками, виниловый манжет на маску пушки, пластинка фототравления, декаль и инструкция. В наборе 752 полистироловые детали (из них 360 - элементы гусеницы), неиспользованными останутся 58 деталей и около 20 траков, 17 прозрачных деталей (9 не потребуются), 20 полиуретановых втулок (3 в запас), а также 5 травлёных деталей, все пойдут в дело. Качество литья неплохое, но далеко не лучшее, особенно для Менга - есть некоторое количество облоя, на некоторых литниках сильный перекос половин пресс-формы, к тому же в наборе отсутствовала одна деталь (перископ мехвода) - похоже, не пролилась при литье. Работал с другими наборами от этой фирмы (как минимум Renault FT и Королевский Тигр; намного больше лежат в очереди), и там было получше. Пластик обычный, вполне приятный в работе, не хрупкий. Детализация достойная: прекрасно показаны пулемёт, прожектор, шанцевый инструмент и ящики ЗИП, решетки МТО и прочие мелочи. Модель имеет элементы интерьера - казённик пушки, перископы командирской башенки, также все люки проработаны с обоих сторон. Таким образом, можно сделать открытые люки башни. Стыкуемость вполне хорошая, хотя на том же Королевском Тигре была вообще идеальной. В наборе есть фототравление, из него изготавливаются решётки над глушителями, подвес задних крыльев и ограждение на правом объективе дальномера; детали аккуратные и правильного размера, для изгибания в наборе есть форма-кондуктор. Виниловая деталь маски пушки тонкая и эластичная, но из-за того, что на модели она будет под некоторым напряжением, клеить её нужно покрепче. Также на ней не очень хорошо держится краска. Прозрачные детали чистые и аккуратные, вот только далеко не все приборы наблюдения даны прозрачными - три перископа мехвода, и ещё целых пять на башне отлиты из обычного полистирола, хотя вполне могли быть прозрачными. Странное решение. В наборе рабочие гусеницы, а также полностью рабочая ходовая с действующими торсионами! В ванне корпуса устанавливаются торсионы, на них одеваются посредством втулок вращающиеся катки, гидравлические ограничители также рабочие. И эта конструкция вполне натурально и надёжно имитирует подвеску настоящего танка. Вот только с гусеницей всё не так радужно. Она собирается (каждый трак из двух половинок) на кондукторе, и при аккуратном применении клея остаётся подвижной... но и разваливается даже под собственным весом, не говоря уже о какой-то нагрузке. Половинки траков отлиты прекрасно - ажурно, красиво, реалистично; но вот рабочей эту гусеницу мне сделать не удалось. Остальные же подвижные элементы (створки прожектора, верхняя часть командирской башенки, пулемёт, фонарь) реализованы неплохо, и действительно будут работать при аккуратной сборке. Набор имеет ограниченную вариативность по сборке: можно выбирать из двух типов фар и габаритных огней, задних брызговиков, одеть или нет защитный кожух на спаренную 20-мм пушку, сколько установить антенн (от 0 до 3) и наконец открыть или закрыть люки башни. Бонусов в наборе нет. Инструкция - типичная для Менга книжечка с довольно подробной исторической статьёй о прототипе и цветной фотографией реального танка. По сборке всё наглядно, понятно и очень красиво. Схемы окраски цветные, машина показана с 5 проекций (отлично для камуфляжа!), но к сожалению нет привязки к части или указания года и местности... Выбираем из двух вариантов: монотонный оливковый с именем собственным CASSEL или машина в трёхцветном камуфляже НАТО, ныне входящая в экспозицию Бовингтонского танкового музея. Декаль прекрасного качества, тонкая и яркая. Цена модели была не слишком большой на момент покупки, но это было около 3 лет назад. Сейчас, полагаю, будет раза в 2 выше. В целом модель оставила позитивные впечатления, хотя и чувствуется, что пресс-форма несколько устала, да и общее качество пониже, чем у более нового Менга. И всё равно, единственный неприятный момент в работе - нерабочая рабочая гусеница, остальное хорошо или отлично. Могу рекомендовать модель моделистам среднего уровня и повыше, новичкам - не лучший вариант.
О создании: Сборка начинается с рабочей ходовой, точнее с торсионов и гидравлических ограничителей. Тут всё собирается легко и просто, к тому же очень интересно - можно почувствовать себя в реальном сборочном цеху. Собираются и катки с полиуретановыми втулками внутри. Механическая обработка деталей маникюрным фрезером с полировочными головками, маникюрными пилками и скальпелем. Склеивал обычным и сверхтекучим модельным клеем.
В целом низ корпуса проработан великолепно, не находите?
Очень понравились боковые жалюзи МТО - две детали, которые вставляются одна в одну. Элегантное и простое решение, выглядит не хуже травления. Вот только видно на готовой модели их не будет от слова совсем...
Производитель заботится о моделисте - в наборе есть шаблон для изгибания травления, он же кондуктор для сборки гусеницы. Для травления и антенн взял на пробу новый тип клея - B-6000. Понравился металлический носик-дозатор, который закрывается гвоздиком. Хотя в целом клеем не доволен - он долговато сохнет, не слишком прочно держит, после высыхания сохраняет эластичность и при нанесении тянется бесконечной ниточкой. Короче, обувной клей какой-то, хотя на упаковке написано for PE, PP, ABS Plastic etc.
Гусеница собирается не слишком легко, но приемлемо. Радует большое количество запасных траков - можно не бояться сломать или потерять пару деталей. К сожалению, после высыхания клея я понял, что прочности у этой конструкции примерно как у карточного домика.
Промежуточный этап окраски. Гусеницы (их обрывки и фрагменты) окрашены цветом стали и запылены светло-серым. Ванна корпуса и катки окрашены чёрным с высветлениями. Также окрашен казённик пушки, ибо принято решение открыть люк командира.
Недо-рабочая гусеница приклеена на вполне рабочую ходовую. Получилось оригинально - танк пружинит, приседает на каточках, но гусеница всё это сдерживает....
И вот так выглядит модель на момент окончания сборки. Антенна - кошачий ус.
Первый этап окраски - приборы наблюдения. Прозрачные красим серебряночкой изнутри, синим лаком снаружи. Непрозрачные - сначала серебром, потом синим. Маскируем бумажной лентой.
Базовый цвет трёхцветного камуфляжа НАТО в его французской интерпретации - чёрный. В немецкой, например - зелёный. Да и сами цвета у французов поярче и посветлее. Сначала модель задута чёрным грунтом Mr.Color, затем сделаны высветления чёрным акрилом с добавлением серо-синей краски Vallejo.
Фрихендом рисуем камуфляж. Зелёный мешаем на глаз, потом делаем высветления.
Так же и с коричневым. Не вижу смысла покупать аутентичные цвета, потому что на фото разных машин из разных европейских стран этот трёхтонный камуфляж реально очень отличается.
На выбранном прототипе - танке из Бовингтонского музея - весьма скромная маркировка, и к тому же запасные траки, канистры и часть шанцевого инструмента окрашены заодно с корпусом в цвета камуфляжа. Переносим это на свою модель. Декали нанесены с химией Tamiya Mark Fit.
Приступаем к загрязнению модели. На ходовую нанесена смесь серого пигмента и пигмента хаки с серой смывкой. В работе я опираюсь на фото танка из музея во время покатушек (это ходовой экземпляр), и грязь на его гусеницах имеет выраженный серый цвет.
Смывка на верхней части танка - коричневый и Европейская грязь, также Чёрный для решеток МТО. Использую акриловые смывки Vallejo Wash.
На фото машина неплохо поблёскивает, потому я покрываю модель не ультраматовым, а просто матовым лаком.
Окрашиваю габаритные огни, устанавливаю стёкла в фары и прожектор.
И последний эффект - сухая кисть со светлым металликом. И всё. Никаких задымлений и запылений, не говоря уже о ржавчине, чиппинге, брызгах грязи. Перед нами - музейный экспонат, который может несколько раз в год проехаться по дорожке мимо толпы зрителей, а не боевая машина, которая продирается сквозь грязь и сносит мордой заборы.
После снятия масок имеем такой танк. На мой взгляд, смотрится очень необычно и интересно, во многом благодаря контрастному камуфляжу.
На этом пока всё, статья об этом французском основном боевом танке выйдет в ближайшее время! Потому подписывайтесь, а также заходите в мою группу Вконтакте, где можно обсудить лично всякие вопросы и даже заказать изготовление модели (https://vk.com/warminiarts), а также подписывайтесь в Инстаграмме, где много фото, и ничего лишнего (https://www.instagram.com/warminiarts_lugansk/). А сейчас - благодарю за внимание и хорошего времени суток!