Имеются разные мнения среди автолюбителей про двигатель УЗАМ-412 устанавливаемый на автомобили Москвич, ИЖ, Ода и на спецтехнику. Об утверждении, что двигатель скопирован и схож с внешним видом с БМВ М-10, не может и речи. Серийно двигатель УЗАМ-412 производился с 1966 года по 2001 годы.
Двигатель УЗАМ-412 имеет объём 1,5 литра и мощность 75 лошадиных сил при 5800 об/мин. с наклоном вправо для компактной установки. Первые двигатели с наклоном на легковых авто использовались в 50-х годах фирмой «Крайслер», мокрые гильзы в алюминиевом блоке появились еще в 30-40 годах на спортивных авто. Мощность 75 л. с. на Волге ГАЗ-21, её двигатель имел объём 2,45 л. с., энерговооружённость УЗАМ-412 (13,9 кг/л. с.), у ГАЗ-21 (19 кг/л. с.).
На автомобиле Москвич с двигателями УЗАМ-412 советские гонщики смогли выиграть призовые места на международном ралли Лондон-Сидней, триумф для СССР и автопрома. На ралли Лондон-Мехико в 1970-м году из 100 автомобилей к финишу доехали только 23 участника, среди них команда из СССР на 3-х Москвичах-412. Фирма VEB Barkas-Werke в 70-х годах хотела устанавливать двигатели УЗАМ-412 на своих микроавтобусах, но контракт не получился.
Двигатель УЗАМ-412 разработал Игорь Окунев, разработку начал в 1961 году, выпуск двигателя БМВ М-10 (M115) начался в конце 1962 года. Не может быть никакой копии двигателя БМВ, так как внешнее заметны отличия установки трамблера, масляного фильтра. Межцентровое расстояние, диаметр и ход поршня, привод распредвала и матерьял блока ДВС отличаются. В 1964 году впервые двигатель спортивной версии 92 л. с. был установлен на Москвич-Г4М, в последующем были созданы спортивные двигатели максимальной мощностью 130 л. с. УЗАМ-412 разрабатывался с учетом возможности увеличения объема и мощности, один из последних моделей двигатель УЗАМ-3320 имеет мощность 115 л. с. Изменить объем и мощность УЗАМ-412 может любой механик путем замены поршневой группы без сложных инструментов.
Двигатель серии УЗАМ-412 электронным впрыском массово не выпускали, но мастера выкладывают ролики двигателя как с электронным, так и с механическим впрыском. В конце 80-х годов была сделана 16 клапанная версия с механическим впрыском. Позже прошли испытания двигателя УЗАМ-3320 с электронным впрыском, ни один из двигателей массово не выпускался.
Двигатель УЗАМ-412 оставил яркий след в истории автомобилестроения, которому скоро исполнится 60 лет. Как говорят мотористы: двух одинаковых моторов не бывает, УЗАМ-412 имеет свои изъяны и достоинства. Одно из явных нареканий установленный траблер снизу, при проезде через лужу, обрызгав крышку трамблера, может заглохнуть двигатель. В колее есть вероятность сломать кронштейн крепления масляного фильтра.
При дефиците запчастей во временна СССР для УЗАМ-412 использовали поршни от ГАЗ-51 после небольшой обработки. Еще очень много легковых автомобилей Москвич, ОДА, ИЖ ездят по нашим дорогам с двигателями УЗАМ-412. Даже сейчас поклонники автомобиля Москвич с двигателем УМЗ-412 могут на трассе «положить» стрелку спидометра на авто.
Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!
Группа в контакте и одноклассниках "Авторемонт и техника"