У меня занимаются две четвероклассницы. Очень неглупые и сообразительные. Но вот с одной из них у меня возникли некоторые проблемы.
Понимаете, это просто невозможно. Она изначально не давала мне слова сказать. Все время орала, причем весьма громко:
- А нас этому не учили! А мы этого не знаем!
Причем я могла спросить что-то самое элементарное – все равно «нас не учили». При этом я на первых уроках всегда подчеркиваю:
- Мне надо просто выяснить, что вы знаете, что нет. Если вы чего-то не помните – ничего страшного, я просто буду это иметь в виду.
И еще подчеркиваю:
- Я спрашиваю только то, что объясняла или задавала. Разбирали мы с вами числительные – буду спрашивать числительные. Не разбирали – не буду.
Нет, только открываю рот:
- А нам этого не говорили! А мы не понимаем!
Ох, как же меня эта девочка раздражала. ) Разумеется, я это не показывала, но эмоции-то внутри себя я испытываю. Да и работать как-то надо, желательно без этого всего.
Тогда я отключила эмоции и стала думать. Кстати, получилось и даже понравилось. )) Так что рекомендую. ) Думать – это всегда хорошо, и к чему-нибудь да приведет.
Вот что я надумала
Во-первых, почему ребенок кричит и так отчаянно доказывает, что она этот материал не обязана знать? Вероятно, потому что ее дома ругают за какие-то не очень хорошие результаты, поэтому подсознательно тактика такая: объяснить всем, что в этом случае виноват кто угодно, но не я. Девочка отличница, кроме того, у мамы как-то проскользнуло:
- Нет, нет, я ее в любом случае приведу, нам пропускать нельзя, а то она совсем расслабится.
Во-вторых, могу я как-то повлиять на маму? Вряд ли. Даже если я ей что-то скажу, не факт, что она примет к сведению. Получается, я не могу изменить обстоятельства, но могу изменить свое отношение к ним.
В-третьих, девочка не виновата в своем поведении, это у нее такой своеобразный способ защиты, поэтому раздражаться, обижаться на нее или как-то ругать нет смысла. Да и вообще это непрофессионально.
В-четвертых, работать мне все с ней надо, причем желательно, чтобы это было комфортно и для нее, и для меня, и для второй девочки.
Вот что я сделала
Во-первых, начала выражаться примерно так:
- А сейчас мы будем проверять то, что Я ВАМ ОБЪЯСНЯЛА в прошлый раз. / Вспомним, о чем МЫ ГОВОРИЛИ на прошлом занятии. / Вспомним, что МЫ ВЫУЧИЛИ в четверг. / А сейчас Сирена нам покажет (расскажет), ЧЕМ МЫ ЗАНИМАЛИСЬ тогда-то.
Как вы понимаете, после этого «нам не говорили» вроде как уже не прокатит. )))
Во-вторых, стала намеренно говорить достаточно тихо. Не шепотом, конечно, но и не стандартным «учительским» голосом. Вторая девочка тоже тихая, поэтому на нашем фоне громкие крики смотрелись просто неуместно. Да и доказывать свою правоту (а крик – это одна из попыток доказать) уже и незачем.
В-третьих, хвалила за каждый успех. Впрочем, тут ничего нового нет, это вообще стандартное поведение любого педагога.
И, знаете, дела вроде пошли на лад. Я не скажу, что она стала совсем тихоговорящей, но, по крайней мере, она стала тихокричащей. ))))) Нет, реально, вроде бы мы уже перешли на нормальную человеческую речь. И никто никому ничего не доказывает.
Как вы думаете, что еще можно было бы сделать в подобной ситуации?
Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
Вот о чем я писала 6 марта в прошлом году:
Цели и задачи школы: успеть или научить? Я уже ничего не понимаю
Что только что творилось у нас на кухне
Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.