Монумент "Героям фронта и тыла" находится в самом центре Перми, посреди городской эспланады. Его трудно не заметить - это скульптурная группа высотой более 10 метров, состоящая из трех бронзовых фигур: рабочего, солдата и Родины-матери.
Памятник был установлен 9 мая 1985 года, к 40-летнему юбилею Победы. Авторами проекта выступили скульптор, лауреат Государственной премии СССР В.М. Клыков, заслуженный архитектор РСФСР Р.И. Серджиев, архитектор В.И. Снегирев и конструктор Б.С. Гурвич.
Идея монумента "каноническая" - создать аллегорию единства подвига фронтовиков и рабочих тыла в деле защиты Родины. Персонажи и атрибуты тоже достаточно традиционные, но есть ряд неочевидных особенностей, влияющих на прочтение этого образа.
Во-первых, в сюжете видна явная отсылка к монументальной трилогии Евгения Викторовича Вучетича: "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде (1959), "Воин-освободитель" в Трептов-парке в Берлине (1949), "Перекуем мечи на орала" у здания ООН в Нью-Йорке, а также к памятнику "Тыл фронту" в Магнитогорске (1979), созданному Яковом Борисовичем Белопольским - архитектором, работавшим вместе с Вучетичем.
Во-вторых, насколько мне известно, образы Родины-матери, рабочего и солдата в других памятниках Великой Отечественной войне вместе не встречаются. Вячеслав Михайлович Клыков объединяет их в одной композиции с целью показать роль Перми как тылового города: победа была одержана не только благодаря храбрости сражавшихся на фронте, но и благодаря тем людям, которые работали в городах, снабжая красную армию военной, пищевой и другой продукцией. Поэтому все три фигуры одинаковой высоты. «Я сознательно не выделял Родину-Мать по высоте для того, чтобы подчеркнуть, что Родина для каждого советского человека, особенно в годину испытаний, конкретна и личностно приближена к каждому. Беды Родины - это беды каждого из нас, как и несчастье каждого из нас - несчастье для Родины» - сказал скульптор в интервью во время церемонии открытия памятника.
В-третьих, сюжет пермского монументального ансамбля связан с защитой Родины не только в годы минувшей войны, но и в последующее мирное время (напомню, что памятник установлен в 1985 году).
Рабочий обращен лицом на Восток, где во время Великой Отечественной войны находился тыл, и положение его правой руки можно характеризовать скорее как приветствие соратникам, чем как призыв записаться в добровольцы. В пользу мирного характера жеста свидетельствует и передаваемый Родине-матери щит, который является средством защиты, а не нападения.
Поза Родины-матери не "боевая", но и не скорбная. В отличие от рабочего, она обращена лицом на Запад, поскольку уверена в крепком тылу, и готова поддержать солдата, поднявшего меч над головой.
К слову сказать, меч, как универсальный символ воинской доблести и силы, в послевоенную мемориальную культуру также "принес" Вучетич, позаимствовав его из фильма Сергея Эйзентштейна "Александр Невский" (1938).
Несмотря на то, что фильм был снят до войны, и его сюжет связан с событиями 1242 года, он стал аллегорическим повествованием о Великой Отечественной: под псами-рыцарями подразумевалась нацистская Германия, а под Новгородской Русью — Советский Союз. Эта аллегория широко использовалась в качестве антифашистской пропаганды, в особенности фраза, произносимая Николаем Черкасовым в роли Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Этого выражение, в свою очередь, является парафразом евангельской цитаты: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52)
Пермский воин с мечом, обращенный как и Родина-мать лицом к западу, не "атакует", а "предупреждает", точнее "напоминает" о "гибели от меча" всякого, пришедшего с враждебными намерениями.
Все три персонажа изображены молодыми, у солдата и рабочего нет ни наград, ни шрамов, ни увечий. Молодая советская страна, наученная опытом войны, хорошо знает, кто ее враг и готова за себя постоять.
Право торжественного открытия памятника было предоставлено ветерану войны, Герою Советского Союза А.П. Старцеву, токарю завода им. В.И. Ленина В.Н. Домрачеву и ветерану труда, почетной трактористке А.Г. Бочкаревой (последняя в годы войны работала в колхозе Частинского района Пермской (Молотовской) области, являлась ударницей производства и была награждена знаком «Лучшая трактористка Советского Союза»).
Выступая на торжественном митинге по поводу открытия памятника, первый секретарь обкома КПСС Борис Всеволодович Коноплев сказал:
Линия фронта в те суровые годы проходила не только на передовой. Она проходила и через цехи предприятий, которые выпускали оружие, проходила везде, где рабочие и колхозники, труженики всех отраслей народного хозяйства вели незабываемую битву за металл, хлеб, топливо и сырье…
ПермГАНИ. Ф. 1196. Оп. 1. Д. 95. Л. 2
На постаменте памятника находится две таблички. Первая информирует о творческом коллективе, который работал над проектом. На второй табличке 2015 года написано о закладке капсулы с посланием на день 100-летия Великой Победы (т.е. вскрытие послания произойдет в 2045 году).
Отдельного внимания заслуживает стереобат - многоступенчатый цоколь, на котором установлен памятник, послуживший поводом для сомнений в том, что ансамбль изначально проектировался для размещения на эспланаде.
История появления на эспланаде памятника Героям фронта и тыла темна и запутана. В одном сходятся все, кто рассказывал мне что-то об этом - это место случайное, памятник не проектировался именно под центр эспланады, его пытались поставить то здесь, то там... Заметить это можно и без копания в документах и воспоминаниях: скульптурная композиция явно рассчитана на восприятие только " в фас", она вовсе не для кругового обзора. Архитектурное решение подножия памятника тоже не подходит для расположения посреди большого открытого пространства - позади непонятные длиннющие "ступени"...
Блог Дениса Галицкого: https://denis-galitsky.livejournal.com/112746.html
На мой взгляд, у стереобата памятника "Героям фронта и тыла" другое назначение: он был спроектирован как искусственная возвышенность, своего рода "мини-курган" на абсолютно плоском пространстве эспланады. Это весьма традиционное для мемориальных комплексов решение, заимствованное из древней традиции храмостроения, например - многоступенчатый подъем по широким лестницам большую роль играл в храмовой архитектуре Египта (храм Ментухетепа III (XI династия) и Хатшепсут (XVIII династия) в Дер эль-Бахри). Аналогично - гранитная лестница, ведущая к вершине Мамаева кургана, состоящая из двухсот ступеней (количество равно числу дней и ночей сражения). Чтобы достичь главного монумента ансамбля, нужно преодолеть их все - своего рода символическая плата за возможность прикоснуться к святому.
Памятник "Героям фронта и тыла" - не только мемориальный объект, но и один из визуальных "брендов" города - видовая точка, посещаемая туристами, официальными делегациями, свадебными кортежами.
Интересные факты, гипотезы, мифы
- Отливали памятник на "Мотовилихинских заводах". Ходили слухи, что бригада сварщиков категорически отказывалась работать со скульптурой, при сварке меди, бронзы и латуни образуются токсичные пары. Опять же по слухам, работу какой–то молодежной бригаде, в которой трое погибли сразу же, надышавшись парами, хотя были в респираторах, и еще трое или четверо скончались в больнице. Некоторые говорили, что памятник проклят (Газета "Новый компаньон" №1 (244)архив от 21.01.2003)
- В советское время у памятника было народное название; "Такси! Такси!" Причина - "голосующие" жесты персонажей (https://prmslovo.ru/taksi-taksi.html). В настоящее время это название утратило актуальность.