Найти тему

Священная троица. Памятник "Героям фронта и тыла" в Перми.

Монумент "Героям фронта и тыла" находится в самом центре Перми, посреди городской эспланады. Его трудно не заметить - это скульптурная группа высотой более 10 метров, состоящая из трех бронзовых фигур: рабочего, солдата и Родины-матери.

Памятник героям фронта и тыла до реконструкции эспланады. Фотография Сергея Болденкова
Памятник героям фронта и тыла до реконструкции эспланады. Фотография Сергея Болденкова

Памятник был установлен 9 мая 1985 года, к 40-летнему юбилею Победы. Авторами проекта выступили скульптор, лауреат Государственной премии СССР В.М. Клыков, заслуженный архитектор РСФСР Р.И. Серджиев, архитектор В.И. Снегирев и конструктор Б.С. Гурвич.

Фотография Ильи Липина
Фотография Ильи Липина

Идея монумента "каноническая" - создать аллегорию единства подвига фронтовиков и рабочих тыла в деле защиты Родины. Персонажи и атрибуты тоже достаточно традиционные, но есть ряд неочевидных особенностей, влияющих на прочтение этого образа.

Во-первых, в сюжете видна явная отсылка к монументальной трилогии Евгения Викторовича Вучетича: "Родина-мать" на Мамаевом кургане в Волгограде (1959), "Воин-освободитель" в Трептов-парке в Берлине (1949), "Перекуем мечи на орала" у здания ООН в Нью-Йорке, а также к памятнику "Тыл фронту" в Магнитогорске (1979), созданному Яковом Борисовичем Белопольским - архитектором, работавшим вместе с Вучетичем.

Во-вторых, насколько мне известно, образы Родины-матери, рабочего и солдата в других памятниках Великой Отечественной войне вместе не встречаются. Вячеслав Михайлович Клыков объединяет их в одной композиции с целью показать роль Перми как тылового города: победа была одержана не только благодаря храбрости сражавшихся на фронте, но и благодаря тем людям, которые работали в городах, снабжая красную армию военной, пищевой и другой продукцией. Поэтому все три фигуры одинаковой высоты. «Я сознательно не выделял Родину-Мать по высоте для того, чтобы подчеркнуть, что Родина для каждого советского человека, особенно в годину испытаний, конкретна и личностно приближена к каждому. Беды Родины - это беды каждого из нас, как и несчастье каждого из нас - несчастье для Родины» - сказал скульптор в интервью во время церемонии открытия памятника.

Фотография Ильи Липина
Фотография Ильи Липина

В-третьих, сюжет пермского монументального ансамбля связан с защитой Родины не только в годы минувшей войны, но и в последующее мирное время (напомню, что памятник установлен в 1985 году).

Рабочий обращен лицом на Восток, где во время Великой Отечественной войны находился тыл, и положение его правой руки можно характеризовать скорее как приветствие соратникам, чем как призыв записаться в добровольцы. В пользу мирного характера жеста свидетельствует и передаваемый Родине-матери щит, который является средством защиты, а не нападения.

Фотография Ильи Липина
Фотография Ильи Липина

Поза Родины-матери не "боевая", но и не скорбная. В отличие от рабочего, она обращена лицом на Запад, поскольку уверена в крепком тылу, и готова поддержать солдата, поднявшего меч над головой.

Фотография Ильи Липина
Фотография Ильи Липина

К слову сказать, меч, как универсальный символ воинской доблести и силы, в послевоенную мемориальную культуру также "принес" Вучетич, позаимствовав его из фильма Сергея Эйзентштейна "Александр Невский" (1938).

Кадр из фильма "Александр Невский".
Кадр из фильма "Александр Невский".

Несмотря на то, что фильм был снят до войны, и его сюжет связан с событиями 1242 года, он стал аллегорическим повествованием о Великой Отечественной: под псами-рыцарями подразумевалась нацистская Германия, а под Новгородской Русью — Советский Союз. Эта аллегория широко использовалась в качестве антифашистской пропаганды, в особенности фраза, произносимая Николаем Черкасовым в роли Александра Невского: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» Этого выражение, в свою очередь, является парафразом евангельской цитаты: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52)

Пермский воин с мечом, обращенный как и Родина-мать лицом к западу, не "атакует", а "предупреждает", точнее "напоминает" о "гибели от меча" всякого, пришедшего с враждебными намерениями.

Фотография Сергея Болденкова
Фотография Сергея Болденкова

Все три персонажа изображены молодыми, у солдата и рабочего нет ни наград, ни шрамов, ни увечий. Молодая советская страна, наученная опытом войны, хорошо знает, кто ее враг и готова за себя постоять.

Открытие памятника 9 мая 1985 года.
Открытие памятника 9 мая 1985 года.

Право торжественного открытия памятника было предоставлено ветерану войны, Герою Советского Союза А.П. Старцеву, токарю завода им. В.И. Ленина В.Н. Домрачеву и ветерану труда, почетной трактористке А.Г. Бочкаревой (последняя в годы войны работала в колхозе Частинского района Пермской (Молотовской) области, являлась ударницей производства и была награждена знаком «Лучшая трактористка Советского Союза»).

Открытие памятника 9 мая 1985 года.
Открытие памятника 9 мая 1985 года.

Выступая на торжественном митинге по поводу открытия памятника, первый секретарь обкома КПСС Борис Всеволодович Коноплев сказал:

Линия фронта в те суровые годы проходила не только на передовой. Она проходила и через цехи предприятий, которые выпускали оружие, проходила везде, где рабочие и колхозники, труженики всех отраслей народного хозяйства вели незабываемую битву за металл, хлеб, топливо и сырье…
ПермГАНИ. Ф. 1196. Оп. 1. Д. 95. Л. 2

На постаменте памятника находится две таблички. Первая информирует о творческом коллективе, который работал над проектом. На второй табличке 2015 года написано о закладке капсулы с посланием на день 100-летия Великой Победы (т.е. вскрытие послания произойдет в 2045 году).

Отдельного внимания заслуживает стереобат - многоступенчатый цоколь, на котором установлен памятник, послуживший поводом для сомнений в том, что ансамбль изначально проектировался для размещения на эспланаде.

История появления на эспланаде памятника Героям фронта и тыла темна и запутана. В одном сходятся все, кто рассказывал мне что-то об этом - это место случайное, памятник не проектировался именно под центр эспланады, его пытались поставить то здесь, то там... Заметить это можно и без копания в документах и воспоминаниях: скульптурная композиция явно рассчитана на восприятие только " в фас", она вовсе не для кругового обзора. Архитектурное решение подножия памятника тоже не подходит для расположения посреди большого открытого пространства - позади непонятные длиннющие "ступени"...
Блог Дениса Галицкого: https://denis-galitsky.livejournal.com/112746.html

На мой взгляд, у стереобата памятника "Героям фронта и тыла" другое назначение: он был спроектирован как искусственная возвышенность, своего рода "мини-курган" на абсолютно плоском пространстве эспланады. Это весьма традиционное для мемориальных комплексов решение, заимствованное из древней традиции храмостроения, например - многоступенчатый подъем по широким лестницам большую роль играл в храмовой архитектуре Египта (храм Ментухетепа III (XI династия) и Хатшепсут (XVIII династия) в Дер эль-Бахри). Аналогично - гранитная лестница, ведущая к вершине Мамаева кургана, состоящая из двухсот ступеней (количество равно числу дней и ночей сражения). Чтобы достичь главного монумента ансамбля, нужно преодолеть их все - своего рода символическая плата за возможность прикоснуться к святому.

Фотография Сергея Болденкова
Фотография Сергея Болденкова

Памятник "Героям фронта и тыла" - не только мемориальный объект, но и один из визуальных "брендов" города - видовая точка, посещаемая туристами, официальными делегациями, свадебными кортежами.

Интересные факты, гипотезы, мифы

  • Отливали памятник на "Мотовилихинских заводах". Ходили слухи, что бригада сварщиков категорически отказывалась работать со скульптурой, при сварке меди, бронзы и латуни образуются токсичные пары. Опять же по слухам, работу какой–то молодежной бригаде, в которой трое погибли сразу же, надышавшись парами, хотя были в респираторах, и еще трое или четверо скончались в больнице. Некоторые говорили, что памятник проклят (Газета "Новый компаньон" №1 (244)архив от 21.01.2003)
  • В советское время у памятника было народное название; "Такси! Такси!" Причина - "голосующие" жесты персонажей (https://prmslovo.ru/taksi-taksi.html). В настоящее время это название утратило актуальность.

-13