Найти тему

Фарфор и стекло на РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ВЫСТАВКЕ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РСФСР. 1952г.

В 1952 году открылась РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ВЫСТАВКА НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РСФСР. В честь этого события были изданы каталоги и наборы открыток (1953г).

Источник. Фото Н. Ломоносовой.
Источник. Фото Н. Ломоносовой.

Хочу показать вам открытки из этого набора, на которых представлены изделия Государственного Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда», Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, Фаянсового завода имени М.И. Калинина, Декоративно-скульптурной фабрики Художественного фонда СССР номер 1.

Выставка проходила с 17 января по март 1952 года в Москве, в Академии художеств СССР по адресу ул. Кропоткина, 21.

Экспозиция выставки. Источник. А.В. Сазиков.  "Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)".
Экспозиция выставки. Источник. А.В. Сазиков. "Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)".

"В выставке приняли участие министерства и ведомства РСФСР и СССР. Так по линии Министерства местной промышленности РСФСР было привлечено семь фарфоровых заводов. Дулевский завод им. газеты «Правда» предоставил большое количество образцов скульптуры и художественной росписи бытовых предметов."

Коньков И.Г. Чайник, молочник, чашка. (Из чайного сервиза "Золотые тюльпаны"). Фарфор. 1950 г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Коньков И.Г. Чайник, молочник, чашка. (Из чайного сервиза "Золотые тюльпаны"). Фарфор. 1950 г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

Бржезицкая А.Д. "Дружба во имя мира". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Дружба во имя мира". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Хозяйка Медной горы"( по сказу П.П. Бажова). Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Хозяйка Медной горы"( по сказу П.П. Бажова). Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Татарский танец". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Татарский танец". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Корейский танец". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Бржезицкая А.Д. "Корейский танец". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "Мальчик нанаец с белкой". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "Мальчик нанаец с белкой". Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "На крайнем севере". Фарфор. 1950г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "На крайнем севере". Фарфор. 1950г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "Юная балерина". Фарфор. 1950г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Малышева Н.А. "Юная балерина". Фарфор. 1950г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

Кожин П.М. "Стерлядь".Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Кожин П.М. "Стерлядь".Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Богданова О.М. "Охотник с беркутом".Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Богданова О.М. "Охотник с беркутом".Фарфор. 1951г. Государственный Дулевский фарфоровый завод имени газеты "Правда". Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

"Фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (Министерство стройматериалов СССР) показал произведения, предназначенные для широкого потребления."

Зубкова Т.И. Ваза "Колхозное изобилие". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Зубкова Т.И. Ваза "Колхозное изобилие". Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Янсон-Манизер Е.А. "Балерина М.Плисецкая. Фарфор 1951г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Янсон-Манизер Е.А. "Балерина М.Плисецкая. Фарфор 1951г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Мухина В.И. Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио. (Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта). Фарфор 1949г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Мухина В.И. Артист С.Г. Корень в роли Меркуцио. (Балет Прокофьева "Ромео и Джульетта). Фарфор 1949г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

Чарушин Е. И. Роспись Лупановой Е. Н."Пляшущая зайчиха", "Заяц с трубой". Фарфор. 1948 г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Чарушин Е. И. Роспись Лупановой Е. Н."Пляшущая зайчиха", "Заяц с трубой". Фарфор. 1948 г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Чарушин Е.И. Роспись Григорьевой Л.И. "Колобок". Фарфор 1948г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Чарушин Е.И. Роспись Григорьевой Л.И. "Колобок". Фарфор 1948г. Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

"Столовую посуду, декоративные сосуды и скульптуру (фаянс, майолика), высококачественные как по замыслу, так и по исполнению, передал на выставку Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина..."

Кожин П.М. "Глухарь". Майолика.1950г. Фаянсовый завод имени М.И. Калинина. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Кожин П.М. "Глухарь". Майолика.1950г. Фаянсовый завод имени М.И. Калинина. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Кожин П.М. "Тетерев". Майолика.1951г. Фаянсовый завод имени М.И. Калинина. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Кожин П.М. "Тетерев". Майолика.1951г. Фаянсовый завод имени М.И. Калинина. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

Интересные изделия были представлены Декоративной скульптурной фабрикой Художественного фонда СССР номер 1.

Фрих-Хар И.Г. "Голубь". Гончарная глина, полива. 1951г.Декоративная скульптурная фабрика Художественного фонда СССР номер 1. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Фрих-Хар И.Г. "Голубь". Гончарная глина, полива. 1951г.Декоративная скульптурная фабрика Художественного фонда СССР номер 1. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Гуревич Е.М. "Козлик", Гистлинг Э.М. горшок, Атюнин Н.И. "Горностай. Гончарная глина, полива. Декоративная скульптурная фабрика Художественного фонда СССР номер 1. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Гуревич Е.М. "Козлик", Гистлинг Э.М. горшок, Атюнин Н.И. "Горностай. Гончарная глина, полива. Декоративная скульптурная фабрика Художественного фонда СССР номер 1. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

"Широко были показаны изделия из стекла, выполненные на заводах Министерства легкой промышленности СССР: Дятьковском заводе Брянской области, Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды, заводе в Гусь-Хрустальном Владимирской области и др."

Алексеева Е.И. Ваза "Мичуринская". Стекло двухслойное. 1951г. Ленинградский завод Художественного стекла и посуды. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Алексеева Е.И. Ваза "Мичуринская". Стекло двухслойное. 1951г. Ленинградский завод Художественного стекла и посуды. Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

Рогов Е.И. Ваза "Салют". Стекло двухслойное.  Хрустальный завод (Гусь-Хрустальный). Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.
Рогов Е.И. Ваза "Салют". Стекло двухслойное. Хрустальный завод (Гусь-Хрустальный). Источник. Набор открыток "Народное и прикладное искусство РСФСР". Советский художник. Москва. 1953г.

"Эти заводы продемонстрировали массовую продукцию, ценную в художественном отношении и изготовленную с применением разнообразных технических приемов (выдувание, гравировка, окраска, прилепы, многослойное стекло, травление, литье из стекла)..."

Экспозиция выставки. Источник. А.В.Сазиков "Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)".
Экспозиция выставки. Источник. А.В.Сазиков "Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)".

"Экспозиционные принципы Выставки народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР существенно отличались от традиционных для того времени выставок изобразительного искусства. Это отличие диктовалось самой спецификой показанных произведений. Предметы из текстиля были развешены на стенах. Здесь же располагались декоративные тарелки из фарфора. Ковры покрывали стены и застилали полы выставочных залов. Прямо на них посреди зала стояли предметы мебели, вдоль стен, а в некоторых случаях и посреди зала располагались выставочные витрины. Предметы из стекла и фарфора, литье и резьба были расставлены внутри этих витрин и на предметах мебели, в соответствии с принятыми в то время принципами оформления торговых экспозиций. Товары симметрично располагались на разнообразных подставках, террасах, горках и постаментах. Выставляли их большое количество с той целью, чтобы заполнить пространство и не допустить впечатления пустоты. Декоратор стремился приемами художественного сочетания выставленных товаров, декоративных элементов и материалов создать для товара определенную обстановку, помогающую представить его в том виде и в тех условиях, в которых он будет применяться. То же самое можно было наблюдать и на Выставке народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР..."

В заметке приведены отрывки из статьи - "Первые выставки Академии художеств СССР (1948–1956)". А. В. Сазиков.

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!