Осенью 2022-го на одном из московских форумов глава Якутии Айсен Николаев вновь поднял тему строительства ГЭС в регионе, подчеркнув, что на республику приходится порядка 60% гидропотенциала Дальнего Востока (72,4 ГВт), но по факту освоено лишь 1,5%.
Возрождение проекта
Создание новых мощностей особенно актуально на фоне бурного роста промышленности. Поэтому, как отмечается, власти совместно с ПАО «РусГидро» работают над возрождением соответствующих проектов. В частности, речь идет о Канкунской ГЭС на реке Тимптон (на 201-м км от устья). Эта инициатива имеет давнюю историю — в позапрошлом десятилетии стартовали активные работы по подготовке необходимой документации, а из федеральной казны на эти цели выделили свыше 3 млрд руб. Но к реализации так и не приступили.
Еще до официального объявления о приостановке проекта в некоторых изданиях его называли рискованным, на грани авантюры, которая может превратиться в незавершенный долгострой. Отдельные эксперты отмечали, что ввиду нерешенного вопроса относительно финансирования строительства столь крупного объекта, его появление кажется сомнительным, по крайней мере, в обозримом будущем.
Точка невозврата пройдена
Возвести ГЭС предполагалось в формате государственно-частного партнерства, но инвесторов в итоге не нашлось. Хотя и сообщалось о соответствующем интересе, в том числе со стороны китайских компаний. В бюджете деньги на эти цели тоже не заложили. Реализация проекта оценивалась примерно в 125 млрд руб.
В то же время его инициаторы в 2011-м, когда работы по подготовке необходимой документации еще продолжались, отмечали, что точка невозврата пройдена и электростанция обязательно будет построена. Канкунскую ГЭС гордо именовали сердцем развития экономики Южной Якутии, без которой невозможна эксплуатация ряда промышленных предприятий, включая Таежный железорудный ГОК.
Но ни последний, ни саму гидроэлектростанцию так и не построили. Проектирование энергетического объекта завершили в 2012-м (тогда же предполагалось приступить к работам на участке, а ввод в эксплуатацию намечался к 2020 году), но дальнейших шагов не последовало. Не исключено, что в скором времени будет предпринята очередная попытка.
Первая «ласточка»
Примечательно, что Канкунская ГЭС должна была стать лишь первой «ласточкой». В целом, предполагалось создать целый гидрокомплекс на якутских реках. Эти планы вынашивались с 1960-х, но в начале прошлого десятилетия они казались уже более реальными.
Фрагмент пресс-конференции Президента Республики Саха (Якутия ) В. А. Штырова 31 января 2010 г. // Из книги В. Штыров. Нефтегазовый комплекс Востока России: Становление якутского центра добычи нефти и газа.— М., 2016. — С. 493:
«В Южной Якутии мы прорабатываем вопрос о создании целого каскада гидроэлектростанций на реках Алдан, Олекма, Тимптон, Учур. Там горная местность, можно построить очень эффективные высоконапорные плотины с малой площадью водохранилищ. Первая из электростанций, Канкунская ГЭС, будет служить энергетическим ядром проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Другие, а их предполагается создать восемь, рассматриваются в качестве эффективной генерации для нужд Дальнего Востока и на экспорт. Не далее как на прошедшей неделе состоялась моя встреча с руководством ОАО «Русгидро» — государственным монополистом в гидроэнергетике России. Обсуждался ход работ по проектированию Канкунской ГЭС. Но на встрече была еще раз подчеркнута и особая перспективность создания всего каскада Южно-Якутских ГЭС, ведь там сосредоточено почти 20% всех гидроэнергетических ресурсов всей страны».
Мощность станции должна была составить не менее 1 ГВт (изначально планировалось 1,6 ГВт, но на предпроектном этапе уже говорили о 1,2 ГВт). Ресурс выработки — 4,87 млрд кВт*ч. Площадь водохранилища— 244, 5 кв. км; полезный и полный объем — 6 и 16 куб. км соответственно. Высота плотины — 230 м. При этом, как отмечалось, площадь затопления будет примерно в 40 раз меньше сопоставимых по мощности равнинных ГЭС, что позволит свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.