Прихожане и сотрудники нашего монастыря делятся историями, которые произошли с ними в Великий пост и помогли глубже понять суть этого важного периода церковного года.
Татьяна Жедик, сестра милосердия, певчая: Постовые службы нередко воспринимаются как неподъемный груз: долго, темно, много непонятного текста… Но если разобраться и понять суть происходящего, удается вкусить всю сладость текстов, их смысл и по-другому прожить пост, по-настоящему.
В 2021 году меня пригласили на женское подворье петь постовые службы. Раньше во время Великого поста я пела только воскресные литургии, а тут нужно было полностью погрузиться в службы первой седмицы. С еще одной певчей мы пели канон преподобного Андрея Критского. Каждая последующая неделя раскрывалась по-новому: Торжество Православия, неделя святителя Григория Паламы, Крестопоклонная… Вплоть до Пасхи нам пришлось поднять весь пласт богослужебных текстов. Это был незабываемый опыт: погружаясь в тексты, песнопения, ты углубляешься в суть поста, вместе с Церковью, соборно проживаешь неделю за неделей. Пост захватывает тебя, как воронка, и ты плавно, незаметно для себя вливаешься в Пасху.
Еще одно мое яркое великопостное впечатление также связано с пением. Однажды Великим постом я находилась в Англии, и мне пришлось петь литургию Преждеосвященных Даров одной, на английском языке. Божиим Промыслом в тот день я пришла на службу в небольшой храм городка Рагби. Батюшка подошел ко мне и спросил: «Петь некому совсем, споешь?» — «Попробую».
Та литургия стала для меня одной из самых незабываемых в моей жизни. Прежде всего она стала свидетельством Божией любви: Господь хлопочет о каждом человеке, и для Него важно, чтобы и в этом маленьком храме, среди старинного кладбища, в большинстве своем в неправославной стране немногочисленные прихожане не остались без службы и Причастия. Я впервые пела эту службу, впервые совсем одна, но, когда ты отвечаешь Богу, преодолев свой страх, Господь помогает и всё получается наилучшим образом.
Николай Стороженко, сотрудник монастыря: Великий пост… От одних этих слов внутри всё трепещет. Как говорит отец Андрей Лемешонок, это в нас ветхий человек сопротивляется. А маленький духовный человек внутри ждет этого времени и, наоборот, оживает.
Мне кажется, чтобы во всей полноте прочувствовать Великий пост, нужно обязательно побывать на одной из утренних служб первой седмицы, которые в нашем монастыре служатся по полному уставу и начинаются в 4 утра, а заканчиваются в 10–11. Во всем году больше такого нет.
Каждый год я стараюсь побывать хотя бы на одном из таких богослужений. Та общность, которую ты ощущаешь, придает силы: Церковь — это не я один, а мы вместе. Лучше всего состояние после такой службы описывает слово «трезвение»: ты как будто видишь всё вокруг и внутри себя яснее, лишнее отпадает, остается только главное.
В пятницу на первой неделе Великого поста, в день памяти святого великомученика Феодора Тирона, по окончании Божественной литургии совершается освящение колива. Насколько я знаю, наш отец Андрей и некоторые другие батюшки вообще не едят до этого времени. Поэтому иногда даже специально ждешь окончания службы, чтобы посмотреть на наших отцов, которые прошли этот подвиг. В алтаре такая радость, хотя пост только начинается. Но дальше идти уже не страшно. Про себя думаешь: «Не есть мясо и сыр — это пустяки, есть же каша! А если еще и халва с чаем, так вообще пир».
Службы Великого поста действительно уносят в другой, Божий мир, несмотря на все житейские проблемы. В 2017 году, как раз в пятницу первой седмицы Великого поста, у моей супруги Ольги начались роды. Мы думали, что всё случится чуть позже, и я не успел сделать справку, чтобы присутствовать на родах. Где-то в 3 ночи привез Олю в роддом, а сам весь в волнении поехал на службу в монастырь. Не скажу, что я полностью успокоился, но точно почувствовал Божий мир и заботу. А еще соборность: у кого-то молитва, у кого-то схватки, но в Боге мы все вместе, все едины.
Брат Владимир: Через покаяние мы возвращаемся к Богу, поэтому Великим постом очень важно вспомнить о покаянии.
В ранней Церкви Великий пост был временем подготовки к Крещению. Готовились месяцами и даже годами, но именно Великий пост становился кульминацией. Так произошло и у меня. Великим постом в 2005 году, в Лазареву субботу, я крестился, прикоснувшись таким образом к традиции ранних христиан. Я долго сравнивал разные конфессии, размышлял и понял, что лично для меня именно Православие олицетворяет настоящую Церковь, которая сохранила преемственность от Христа и апостолов. С тех пор каждый Великий пост напоминает мне об этом важном событии.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Монахиня Елизавета (Вюртенбергер): В этом году Великий пост в моей жизни будет юбилейный — сороковой. До прихода в монастырь подход к посту был более мягкий, а здесь совсем другое качество и смысл. И, опять же, раньше постоянно возникали вопросы: как поститься, что изменить в духовной жизни, а сейчас только одно устремление — дожить до Пасхи. В прошлом году я «умерла» еще в первую неделю (улыбается). Так что я просто хочу отдать всё в руки Божии, как Господь благословит — так и будет.
В монашестве в качестве духовного вдохновения предлагают книгу св. Иоанна Лествичника. Самое важное, как мне кажется, при чтении таких книг — это не только усваивать теорию, но и применять прочитанное на практике. Наверное, поэтому, хотя я пробовала читать «Лествицу» раз тридцать, пойти дальше третьей ступени у меня не получается. Возможно, мне достаточно этих двух-трех ступенек, чтобы увидеть, как много еще нужно изменить в своей жизни.
Православие я приняла 25 лет назад. И, конечно, в первый свой Великий пост я просто летела на службы. При чтении покаянного канона преподобного Андрея Критского перед тобой открывается полная история спасения человечества, от создания мира и даже до сегодняшнего дня. И, конечно, это трогает.
Также для меня сейчас стала очень важной молитва святого Ефрема Сирина, я повторяю ее в течение всего года в особо сложные моменты. Эта молитва напоминает о самом главном.
Сестра Татьяна: Покаяние — радикальный разворот не только мыслей, но и самого образа жизни. Великий пост представляет собой время, когда необходимо оставить все второстепенные дела, а всё внимание и желание направить на изменение жизни. Отсутствие перемен — совсем не добрый показатель устойчивости и стабильности, а яркое свидетельство духовной черствости.
Если даже великопостные труды не в состоянии разогреть наше застывшее сердце, пробудить заснувшую совесть, растормошить душевную косность, тогда у нас проблемы. И проблемы очень серьезные…
Но Церковь предлагает нам средства для оживления души и духа. И ограничение в пище, и усиление молитвы, и стремление к внутренней тишине, и уход от развлечений и удовольствий — всё это работает на пробуждение силы покаяния. А ведь это настолько мощная сила, что никакой порок и грех не может перед ней устоять, никакая злостная многолетняя страсть не в состоянии вынести движение человеческого духа к своему Источнику — Богу.
Желаю всем пройти поприще Великого поста и подойти обновленными, очищенными и вдохновленными к Светлому Христову Воскресению.
Великий пост: истории наших прихожан (часть 1)>>