Тема развития soft skills или "надпрофессиональных навыков" меня заинтересовала давно. Не для кого не секрет, что только профессиональной подготовки обычно недостаточно, чтобы добиваться результатов и принимать верные решения, которые способствуют успеху.
Различными учеными из Harvard University, the Carnegie Foundation and Stanford Research Center были проведены исследования, в результате которых были сделаны выводы, что «гибкие навыки», включая когнитивные навыки и навыки коммуникации с другими людьми формируют 85% успеха человека в профессии, и лишь остальные 15% - технические навыки и знания (https://www.nationalsoftskills.org/).
Одним из когнитивных навыков является критическое мышление, о котором я хочу поговорить в этой статье, а также почему оно необходимо в работе, связанной с деньгами и финансами и как его применять.
Считается, что в том виде, в котором понятие «критическое мышление» рассматривается сейчас, его определил философ Дж. Дьюи: «активное, последовательное и осторожное рассмотрение любого убеждения или предполагаемой формы знания в свете оснований, которые поддерживают его и следствия, к которым оно приводит» (Дьюи Д. Психология и педагогика мышления). Однако своими корнями "критическое мышление" уходит во времена поиска истины философами Древней Греции.
Если говорить более простым языком, то речь идет о способности человека анализировать входящую информацию и ставить ее под сомнение, в том числе собственные убеждения. Целью такого анализа является формирование собственного суждения - установление истины.
Любой финансист ежедневно сталкивается с огромным информационным потоком как внутри компании, так и за ее периметром: цифры, расчеты, новости, прогнозы, а также информация, которую человек получает в ходе общения с другими людьми. Именно способность правильно обрабатывать эту информацию и делать правильные выводы позволяет идентифицировать достоверную информацию, а также принимать своевременные решения.
Существует несколько полезных методик, которые могут помочь не утонуть во всем многообразии информации и выделить то, что достоверно или близко к истине. Эти методики применяю я сама, возможно они кому-то тоже будут полезны:
1. Методика "5W +H" . Ее создание приписывают Томасу Уилсону (1524 -1581) и чаще всего она используется в журналистике, а не в финансах для того, чтобы определить достоверные факты. Если вы получили много разнонаправленной информации из разных источников, попробуйте проанализировать ее с помощью системы вопросов:
1W. What? — что произошло?
2W. Why? — почему это произошло?
3W. Who? — кто об этом сообщил?
4W. Where? — где это случилось?
5W. When? — когда произошло?
+H. How? — как это произошло?
Принцип такой: отвечая самому себе на эти вопросы, важно четко отделить, что есть "факт", а что "мнение". И если найденные ответы на вопросы вас устроили, с большой вероятностью информация достоверна.
2. Методика "I D E A S" (Critical Thinking and why it counts). Эта методика, состоящая из 5 шагов, позволяет прийти к пониманию требуемого направления действий для решения проблемы, основываясь на критическом мышлении:
I-Identify. Идентифицируй проблему
D-Determine. Определи релевантную информацию и сформируй более глубокое понимание вопроса
E-Enumerate. Перечисли возможные опции решения проблемы и их последствия
A-Assess. Оцени опции и сформируй предварительное решение
S-Scrutinise. Тщательно процесс реализации решения и при необходимости скорректируй его
Такой подход позволяет сформировать план-действий к решению практически любой задачи, даже если вы с ней сталкиваетесь впервые. В свое время я таким образом нашла решение вопроса, которое сэкономило компании очень много денег. Но об этом не в этой статье.
Почему важно знать о критическом мышлении? Именно такой подход в работе, касающейся управления деньгами, позволяет ставить под сомнение поступающую информацию, мнения авторитетов и даже собственные убеждения, проверяя логику и обоснованность каждого факта, что приближает при поиске ответов на вопросы - к правде, а также к более взвешенным и безопасным решениям.
Обладая навыками критического мышления, можно защититься от уловок мошенников и манипуляторов, а также от принятия быстрых и неэффективных решений, которые могут привести к убыткам и потерям. Поэтому очень важно развивать навыки критического мышления и учиться их использовать в работе и при оценке поступающей информации.
Теперь также в Телеграм.