В наши дни зеркала являются одними из самых обычных предметов интерьера любого жилища, и мы не можем себе представить свою жизнь без них. Человек, впервые увидевший своё отражение в воде и не подозревал, что зеркало в будущем станет неотъемлемой частью быта и привычным предметом обихода жителя любой страны. В процессе истории оно использовалось в туалете разных слоев населения, претерпевало изменения, но функция зеркала оставалась неизменной — отражать пространство. В этой функции художники стали находить мистические смыслы, ведь кроме достоверной передачи реальности оно её и искажало, что давало волю многим фантазиям.
На полотнах художников чьи жизни отделены друг от друга веками и стили которых столь различны между собой, возникает один и тот же элемент - зеркало. Интерес у меня вызывает использование зеркала в картинах, ведь сама картина — уже отражение реальности, а кроме этого в пространстве полотна с помощью зеркала задаётся дополнительный мир, некоторая "картина в картине". Зеркало становится репрезентацией красоты, нежности, таинственности, загадочности мира героев полотен картин. И культурное, и художественное развитие задает новые смыслы теме зеркальности, добавляет глубины повествования.
При упоминании зеркала первой на ум приходит картина Ян ван Эйка (1395-1441) -"Портрет четы Арнольфини". И это неслучайно: зеркало занимает композиционный центр, а фигуры людей будто бы выступают в роли его обрамления.
"Портрет четы Арнольфини" считается самым обсуждаемым полотном эпохи раннего Возрождения. В ней зашифровано немало скрытых символов, указывающих на то, чему на самом деле посвящен сюжет. Даже спустя несколько столетий не утихают споры, кто же изображен на полотне и запечатлел ли автор сам себя. Долгое время считалось, что на картине изображен Джованни Арнольфини со супругой Джованной Ченами, и работа является своеобразным документальным подтверждением их брака. Однако не столь давно исследователям удалось выяснить, что свадьба произошла лишь в 1447 году, т. е. уже после смерти художника. Встал вопрос: что же на самом деле изобразил Ян ван Эйк? Консенсуса по этому поводу в среде искусствоведов до сих пор нет. Существуют предположения, что на картине запечатлена не свадьба, а лишь помолвка, но волосы девушки собраны – показатель того, что дама замужем. Возможно, картина – это всего лишь подарок Ян ван Эйка своему другу Арнольфини, а может, она нарисована в память о предыдущей погибшей жене Джованни. С течением времени догадок об истинном значении полотна не становится меньше, и простому зрителю остаётся только дивиться гению мастера, скрытому в многочисленных деталях картины.
Выпуклое зеркало отражает фигуры главных действующих лиц и очертания ещё двух человек. Надпись на стене над зеркалом гласит: «Johannes van Eyck fuit hic», т. е. "Ян ван Эйк был здесь". В связи с этим бытует мнение, что художник умело вписал в картину самого себя в сопровождении своей супруги. В таком случае становится ясно, кому принадлежит вторая пара обуви на полу. Однако некоторые искусствоведы считают, что всё не так, и вторая фигура – это отнюдь не благоверная художника, а непосредственно зритель, смотрящий на картину. Картина – полна загадок и тайн.
В 1931 году "Венера с зеркалом" или "Венера перед зеркалом" итальянского живописца Вечеллио Тициана (1488-1576) вместе с двадцатью другими шедеврами Эрмитажа была продана советскими властями американскому банкиру, миллиардеру, промышленнику, министру финансов Эндрю Меллону(1855-1937). Меллон методично скупал сокровища Эрмитажа, собранные по всей Европе императрицей Екатериной, причём свой выбор в предлагаемом Внешторгом «ассортименте» он делал на основании фотографий. «Каждый человек хочет связать свою жизнь с чем-то таким, что кажется ему вечным» знаменитая цитата Эндрю Меллона.
Картина была написана Тицианом в 1550-х годах, когда художнику было более шестидесяти лет. Тициан высоко ценил эту картину и не хотел никому её продавать, так что она оставалась в его доме до конца его жизни. Полуобнажённая Венера, прикрывая грудь левой рукой, смотрится в зеркало. Румянец на её лице подчёркивает её молодость и красоту. Её лицо повёрнуто к зрителю почти в профиль, а её отражение в зеркале фактически является "картиной в картине". На картине Венера не одна, зеркало держит Купидон. А второй ангелочек пытается надеть на голову венок. Чтоб всем понятно было, что богиня это, а не смертная женщина.
Через 50 лет после картины Тициана нидерландский живописец Питер Пауль Рубенс (1577-1640) решил повторить этот сюжет на своей картине "Венера и Купидон с зеркалом" . Тема "зеркального отражения" символична и характерна для живописи того времени. Подобно Тициану и Веласкесу, Питель Пауль Рубенс часто изображает свою Венеру отвернутой от зрителя, что позволяет демонстрировать изгиб ее спины и эротичность обнаженной натуры, в понимании художника периода барокко. Вместе с тем такая "уловка" создает образ Венеры особо загадочным, притягательным и одновременно невинным.
Еще одна работа мастера - "Венера у зеркала". Сочное тело Венеры, сложный поворот тела, необычная композиция: тело, обращенное к зрителю спиной, образует единый живописный поток в картине. Лёгкие тени, написанные в холодных тонах, оттеняют розоватый оттенок человеческого тела, подчёркивая его теплоту. Идеал женской красоты Питера Рубенса оказывается во многом созвучным древним представлениям о женщине, как прежде всего продолжательнице рода, воплощении плодородия и неиссякаемых жизненных сил природы.
Вообще, в этих картинах есть что-то тайное, неявное, скрытое от зрителя. Например, существует некое понятие "зеркало Венеры". Оно используется в различных значениях, и как обозначение женского пола, и для обозначения самой богини Венеры. Однако есть сведения, что этот знак –"зеркало Венеры" восходит к древнеегипетскому символу обновления, жизни - Анху, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия, талисман на счастье.
Среди шедевров была работа Паоло Кальяри, более известный как Веронезе (1528-1588)- "Венера с зеркалом"
Поэтому справедливо говорить, что задумкой мастеров было желание выразить свое личное поклонение перед роскошью тела, перед его белизной, теплотой, нежностью, перед всей этой цветущей прелестью, обещающей радость любви и бесконечные поколения человеческих существований, и нескончаемость земной жизни, настоящее бессмертие.
В творчестве Диего Веласкеса (1599-1660) великого испанского живописца есть картина – "Венера с зеркалом", на которой нагая красавица, гордая и обворожительная, свободно возлежит на ложе спиной к зрителю, демонстрируя волнующие изгибы своего тела. В этой картине есть, чем полюбоваться, но как могла она появиться в католической Испании, живущей по строгим канонам благочестия, под властью всеведущей и могущественной инквизиции, жестоко карающей любое проявление чувственности и страсти? Тут всё просто: писать обычных женщин обнажёнными в ту пору было немыслимо, быть без одежды могли только богини, а зеркало мгновенно превращает любую женщину с картины в богиню, потому что оно — традиционный атрибут Венеры. Такую картину способен создать только внутренне совершенно свободный человек… Хочется знать, кто эта женщина, которая пленила Веласкеса? Очевидно, сам художник предпочитал оставить это в тайне: отражение в зеркале крайне неразборчиво — лица не разглядеть. Более того, исследование картины показало, что изначально голова героини была чуть сильнее повёрнута влево и был виден нос женщины. Но художник отказался от этой идеи — возможно, опасаясь того, что так изображённая может быть опознана.
В знаменитой картине Диего Веласкеса "Менины" также есть зеркало, отражающее испанского короля Филиппа IV и Марианну Австрийскую. Живописец так выстроил композицию, будто инфанта Маргарита и придворные стоят перед Их Величествами.
Удивительна работа "Старая кокетка"("Аллегория бренности") Бернарда Строцци (1581-1644), где мы видим изображение дамы, прожившей долгую жизнь. Сидя у зеркала, она вглядывается в свое отражение, где видит увядшее лицо. Видимо она пытается рассмотреть в отражении свою былую красоту. Но на нее из зеркала смотрит женщина с морщинистым и обвислым лицом - от былой красоты остались лишь легкие следы. Однако героиня не собирается мириться с увяданием, она прихорашивается и пытается скрыть разочарование. Ее же служанки тихо посмеиваются над госпожой, понимая, что молодость не вернуть, а старость уже не спрятать никакими нарядами, пусть самыми дорогими. Интересна картина и тем, что автор показал противостояние, которое отразилось в зеркале: это увядающее лицо пожилой дамы и молодое лицо служанки. Смысловая суть полотна - резкий контраст молодости и старости в зеркальном отражении. И тут уж впору вспомнить слова Леонардо да Винчи: «Время – великий пожиратель всего сущего».
На языческой Руси зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.
"Гадающая Светлана"— картина русского художника Карла Павловича Брюллова (1799-1852) на сюжет баллады В. А. Жуковского «Светлана». Единственное полотно художника, созданное на тему русского национального быта. Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.
"Портрет Генриетты Гиршман" по праву считается одной из лучших работ Валентина Серова ( 1865-1911). Г.Л. Гиршман (1885–1970) называли первой красавицей Петербурга и Москвы, ею восхищались художники, писатели и композиторы. Она, будучи женой богатого коллекционера искусства Владимира Гиршмана, в начале XX века заказывала у него в течение нескольких лет пять различных портретов своей особы. Особенно удался Серову портрет, где Генриетта стоит у туалетного столика. Несмотря на то, что она стоит вполоборота к зрителю, она вас не видит, а себя явно демонстрирует, но, судя по выражению лица, предлагает вам держаться на расстоянии... Генриетта стоит спиной к зеркалу, но при этом кажется, будто она разглядывает свое отражение. Серов великолепно умел выбирать позы и жесты для своих моделей: здесь Гиршман вроде бы поправляет рукой меховое боа, но истинная цель — продемонстрировать богатые украшения на своих пальцах.
Интересно, что портрет Гиршман удался не сразу. Несколько раз Валентин Серов делал наброски и каждый раз сетовал: вместо светской львицы получается провинциальная барышня. Решение нашлось неожиданно. «Отыскивая в большом доме подходящий для обстановочного портрета уголок, — писал И.Э.Грабарь в монографии, посвященной Серову, — он пришел в восхищение от очаровательной туалетной комнаты, уставленной бесподобной по красоте мебелью карельской березы. Дальше он просто не рассуждал; это было так красиво, так соблазнительно отражался хрусталь, а с ним и сам Серов в зеркале туалетного стола, что «обстановка» была найдена и портрет начат и окончен здесь». Так в доме Гиршмана у Красных ворот родился один из самых прославленных женских портретов В.А.Серова. А фокус с зеркалом в том, что Генриетта там стоит лицом к зрителю. Но если она стоит затылком к зеркалу, то, соответственно, оно и должно отражать затылок светской львицы. Например, Рене Магритт считал лишним изображать на своих картинах человеческие лица, а Серов предпочёл избежать прорисовки затылка Генриетты. Возможно, так он хотел угодить заказчику.
"У зеркала" - картина французского художника Эдгара Дега (1834-1917) внесло свою лепту и в эротическую игру художников-импрессионистов. Эдгар Дега отнюдь неслучайно поставил свою подпись… на груди дамы, примеряющей шляпку перед зеркалом на картине.
"Мадам Жанто в зеркале" еще одна картина Э.Дега. Предполагаемое оживление ее тела с модным долманом, все еще скрытым за ее спиной, противоречит только ее плавно опущенной правой руке, спрятанной в муфту. Однако в отражении, где она слабо видна на фоне вспышки света, исходящего из окна позади нее, неоднозначности множатся. Она сидит, а не стоит, выпрямив спину, глядя прямо на художника или зрителя, а не на себя, и ее правая рука крепко зажата в муфте, лежащей у нее на коленях. Драматическая противоположность между очарованием мадам Жанто и ее мрачным отражением, в конечном счете не поддающимся анализу, наглядно примиряется с необычайным использованием света, захваченного даже жемчужиной в ухе модели, спонтанным, почти пламенным нанесением краски и тонкой гармонией цветов с доминирующими черным, серым, сине-серым и синим, с резким белым в кресле и зеркале. Рентгенограммы показывают, что за исключением небольшой коррекции линии носа, портрет был выполнен практически без перерыва.
Как по-разному выглядит Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967) на своем "Автопортрете в белой кофточке" . Перед нами – тихая, приветливая, доброжелательно настроенная женщина. Но зеркало показывает нам человека, лишь на мгновение оторвавшегося от работы. Напряженность в ее фигуре не спала, и значит, спокойный взгляд нас обманывает.
"Репродуцирование запрещено" картина Рене Магритта (1898-1967)-бельгийского художника-сюрреалиста. На картине изображен человек, стоящий перед зеркалом, однако его отражение также является изображением со спины, хотя лежащая на полке книга отражается правильно. Книга на каминной полке — потрёпанный экземпляр «Повести о приключениях Артура Гордона Пима» Эдгара Аллана. Картина была заказана поэтом и покровителем Магритта Эдвардом Джеймсом и является портретом Джеймса, хотя лицо на холсте не изображено.
Великолепно полотно Александра Михайловича Герасимова (1881-1963) "Портрет артистки балета О.В. Лепешинской". Художник застает балерину в момент репетиции. На портрете она стоит перед зрителем в типичном танцевальном па, на пуантах, руки опущены на балетную пачку, голова чуть повернута в сторону, словно приготовилась к следующему выходу на середину репетиционного зала. Еще мгновение - и балерина продолжит танец. Кроме самой балерины, важную роль играет зеркало, в котором отражается художник - это классический приём живописи. Ее глаза горят, она полна вдохновения и любви к своей профессии. Танец в жизни балерины является высшим смыслом ее существования...
Шедевры живописи рассматривать особенно интересно, ведь они скрывают в себе немало загадок. Одной из них считаются зеркала. На первый взгляд, в них нет ничего примечательного, но если присмотреться ближе, то можно обнаружить немало любопытных вещей, деталей картины. Сколько тайн художники прошлого скрывали в зеркальных отражениях? Многолик образ зеркала в искусстве: от тщеславия и праздности - до Всевидящего ока и двери в потусторонний мир...
"Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала".
Афанасий Фет