Найти тему
МИР (Море История Россия)

Подводные лодки Каспия.

Мы вроде бы уже рассказали о канонерках Каспия, но не обо всех. Была ще одна:

-2
-3

Канонерская лодка «Серго Орджоникидзе» Заложена в 1938, спущена на воду в 1941 году. Бывший портовый ледокол Астраханского рыбного порта НКРП. Заложен в 1936 г. на заводе № 112 в Горьком. Спущен в 1938 г., вступил в строй 18.01.1941 г. 8.08.1941 г. мобилизован и поставлен на переоборудование в КЛ. 2.10.1941 г. КЛ вошла в состав КБФ. 26.03.1943 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи с возвращением Астраханскому рыбному порту для использования в качестве ледокола.

Тактико-технические данные

Водоизмещение полное, т 1220, длина наибольшая, м 58,1, ширина наибольшая, м 12,6 Осадка максимальная, м 2,95.

Две паровые машины ТР общей мощностью, л. с.1200 Скорость хода полная, 12 узлов

Вооружение: 2 – 130/50-мм Б-13 – 2с, 4 – 45/46-мм 21К, 1 – 37-мм 61 К; 4 – 12,7-мм ДШК.

Ладно, мы обещали поговорить о подводных лодках. Такие на Каспии тоже были. Немцы пишут о том, что лодок было много (цельных 12 штук), и все они прибыли из Севастополя или из Ленинграда.

-4

В реальности, их было всего пять. Четыре "горьковчанки" С-14 "Героический Севастополь", С-15 "Колхозница" (IX серия 1 выпуск) и С-103 и С-104 (IX серия 2 выпуск). Лодки достраивались на Каспии, на заводе им. Ленина в Астрахани, а, весной 1943 года лодки перешли сначала по Волго-Балту на Балтику, затем, по Беломорканалу в Белое море. Базой их стал Полярный.

Одна подводная лодка М-401 была "ленинградкой", причем лодка была экспериментальной. работающей по "замкнутому циклу". Особое конструкторского бюро №196 НКВД (Остехбюро) уже на территории завода «Судомех» в Ленинграде разрабатывало экспериментальный двигатель типа «ХПИ».

В 1941-м была построена первая опытная подводная лодка М-401, на которую установили разработанный В. Дмитриевским двигатель. Лодку с «ЕД-ХПИ» спустили на воду в Ленинграде в июне. С началом войны ее отбуксировали в Горький, а затем в Баку. Испытания подлодки продвигались довольно успешно. Однако присутствие большого количества кислорода на борту вызывало проблемы. Иногда происходило

самопроизвольное воспламенение воздушной смеси. 23 ноября 1942 года на подводной лодке М-401 при работе энергоустановки по замкнутому циклу в подводном положении, в результате заклинивания дистанционно управляемого клапана подачи кислорода, в носовом дизельном отсеке возник сильный пожар, едва не закончившийся гибелью корабля. Во время этого возгорания, получив тяжелые ожоги, погиб Валериан Дмитриевский. Подводная лодка официально вступила в строй только в 1946 году.

Что у нас на этом листочке еще есть? Плавбатареи? О них упоминания тоже есть.. В отличие от нашей плавбатареи №3, они были самоходными. Это были просто старые пароходы, 1897-1898 года постройки вооруженные зенитными орудиями.

Полюс
Полюс

Из воспоминаний: "С 4 июня и до закрытия навигации зенитные плавбатареи «Полюс», «Экватор» и «Меридиан» охраняли от налетов авиации противника транспорты на Астраханском рейде".

Меридиан В носу и корме видны по две 76мм зенитки 34к.
Меридиан В носу и корме видны по две 76мм зенитки 34к.

Подробностей пока не накопал, найду- выложу.