Когда мы были детьми, мы постоянно играли: после школы, на переменах, тайком на уроках. Игры были подвижные и шумные (вышибалы, казаки-разбойники, резиночка...), с листочком бумаги и ручкой (города, морской бой, крестики-нолики). На перемене на доске рисовали виселицу и загадывали мудрёное слово. И были игры, которые и компании не требовали, игры с собственными руками. Названий они, по-моему, не имели. Мы их показывали друг другу, придумывали сами, тренировались на уроке под партой выполнять разные движения пальчиками. А оказывается, мы делали очень важное дело. Мы не просто играли, а развивали межполушарные связи и речевые центры.
Про пользу таких игр рассказывает нам достаточно молодое направление в науке - нейропсихология. Нейропсихологи установили связи отделов головного мозга с разными его функциями. И установили, что тренируя одни участки мозга, мы влияем на соседние и улучшаем их деятельность. Так, развивая мелкую моторику, мы одновременно влияем на развитие речи. А выполняя одновременно разные действия левой и правой рукой, координируем работу левого и правого полушария головного мозга.
Дома перед телевизором, в электричке или автобусе, на пляже или на скамеечке на даче поиграйте с детьми. Причём это будет интересно и полезно детям любого возраста. И взрослым. Бабушкам и дедушкам это тоже очень полезно для профилактики старения мозга. Отвлекитесь всей семьёй от телефона, пообщайтесь, посмейтесь вместе и установите новые нейронные связи.
Моё любимое упражнение – «Козлик-зайчик».
Козлик – рожки вперёд: указательный палец и мизинец вытягиваем, средний и безымянный – прижимаем.
Зайчик – ушки вверх: указательный и средний пальцы поднимаем, мизинец и безымянный прижимаем к ладони большим пальцем.
Показываем поперменно: козлик - зайчик,козлик - зайчик,козлик - зайчик...
Сначала упражнение выполняем правой рукой. Потом левой. Потом двумя.
И вот самое интересное: правой рукой делаем козлика, левой - зайчика. На счёт ведущего меняем: левой рукой делаем козлика, правой – зайчика. Меняем, меняем, меняем... Вот тут-то и путаница будет, и смех...
Научились? Тогда усложняем задание. Раз: правой - козлик, левой – зайчик. Два: хлопаем в ладоши. Три: правой - зайчик, левой – козлик. Четыре: хлопок.
Упражнение с каждым днём (по мере освоения) можно и дальше усложнять, добавляя хлопки по плечам, перекрещивание рук и т.п.
Если кто-то сердится, что не получается, приговариваем: "Зато сейчас у тебя как раз новые нейронные связи формируются!»