Да, да особеные умеющие ненавидеть как свой народ а про других или людей другой нац все по другому. Нас бы бриты поимели и мы бы были счастливы, именно потому что наша культура в этом случае былабы ярче. Ой культура, культура выращивания голукбых, педафилия вперед этому и потворство от бритов. Да вы только прислушайтесь о чем постоянно велась речь, о дружбе народов, только кто порою озлобленно против этой дружбыс выступал. Народу о культуре и развитие в папытке привить светлое, развить все то хорошее что было в основе. Но как показывает история для дурака даже свои примеры это не просто. Думаю в 17 году если бы бриты встали у руля в стране туркестан половины государств там не было. Нет скорее было но все это был бы был бы не Туркестан . Но самое интересное в Ташкенте, если бы он был, в сквере стоял наверное памятник Черчелю. Ну и что просто поговорим об истории. И так беседа для цивилизованых о Британском насилии и высасывании из страны ресурсов, о каком там развитии идет речь сам увидишь думающий. Просто по историческим фактам.
Захватнические войны и для чего они велись, начнем с главного.
Британская армия чувствовала себя в Индии очень вольно и не особо задумывалась о своих действиях. Ярким примером этому является Амритсарская бойня. Во время мирной демонстрации против британского колониального правления в Амритсаре 13 апреля 1919 года, которая проходила в парке Джаллианвала в праздник Вайсакхи (праздник урожая и Нового года), солдаты под командованием бригадного генерала Реджинальда Даера окружили протестующих и без предупреждения открыли огонь по мирным гражданам. Солдаты продолжали стрелять до тех пор, пока у них не закончились патроны. Большую часть собравшихся составляли женщины и дети, так что прямой угрозы правлению Великобритании не было. Согласно данным Великобритании, было убито 379 человек и ранено 1100. По данным Индийского Национального Конгресса, были убиты 1 тысяча человек и 1,5 тысячи были ранены. Каким бы количество жертв ни было на самом деле, Лондон не признал эту бойню колониальным преступлением. Что касается бригадного генерала Даера, то его даже назвали героем на родине и собрали для него пожертвования в размере 26 тысяч фунтов стерлингов (около 900 тысяч долларов в современных деньгах).
В 1947 году, когда Великобритания начала деколонизацию, её не особо заботил этнический и религиозный состав Индии. Разделить Индию было поручено лорду Сирилу Рэдклиффу — британскому юристу. Задачей было провести границу между Индией и недавно созданным Пакистаном, которая бы разделила субконтинент по религиозному признаку. Кажется, что такая задача должна обсуждаться долгое время и прорабатываться так, чтобы не создать проблем в будущем. Однако Рэдклиффу предложили принять это важное решение в течение одного обеда. За такое короткое время нельзя было сделать что-то осмысленное, поэтому он провёл границу буквально наобум и сделал разделение, которое не имело ни этнического, ни географического смысла. Испугавшись гонений, со стороны Индии в Пакистан потекли тысячи беженцев-мусульман, а из Пакистана в Индию — индуисты. В итоге более 30 миллионов человек были буквально силой оторваны с места, где веками жили их предки, что быстро переросло в масштабные акты насилия, когда вооружённые банды приверженцев одной веры убивали всех, кто не принадлежит к их религиозному течению. Одним росчерком пера Сирил Рэдклифф убил, по разным оценкам, более полумиллиона или даже более миллиона человек. Сколько было поломано судеб — никто подсчитать не сможет.Судя по количеству пунктов про Индию, британцы особенно не любили этот субконтинент и всех его жителей. И больше всех для уменьшения количества населения Индии сделал один человек, которого считают чуть ли не величайшим премьер-министром за всю историю страны, — сэр Уинстон Черчилль. В 1943 году Черчилль приказал обеспечить Великобританию и британских солдат, а также другие страны, лежащие в сфере интересов Туманного Альбиона, такие как Греция, зерном за счёт индийских запасов. Из-за изъятия огромных запасов зерна, бенгальский регион охватил масштабный голод, который унёс, по разным оценкам, от 1 до 29 миллионов жизней. Черчилль уже до этого испытывал открытую неприязнь к индусам, в том числе и к их мирным протестам. Например, в адрес Махатмы Ганди он высказывался следующим обра зом: Он должен быть связан по рукам и ногам у ворот Дели, а затем растоптан огромным слоном с новым вице-губернатором, сидящим у него на спине. А после усиления сопротивления он открыто объявил, что «ненавидит индийцев, так как это зверские люди со зверской религией». Когда же начался голод, некоторые британские чиновники просили направить в регион продовольствие на помощь голодающему населению, но Черчилль прямо отказался и ответил на просьбу фразой: «Голод — это их собственная вина за то, что они размножаются как кролики». Даже когда правительство Дели сообщило в Лондон о том, что люди умирают, и думало, что Черчилль об этом не знает, премьер-министр спросил только: «Почему Ганди ещё не умер?» Теперь ты понимаешь, почему индусы не питают тёплых чувств к своему бывшему хозяину.
Итак, в середине 18 века Англия, сыграв на феодальных распрях, завоевывает индийское государство Бенгалию и меньше чем за сто лет завоевывает весь Индостан. Вслед за завоеванием Индии, оплаченного самим покоренным населением, начинается колоссальное разграбление целого субконтинента. Поначалу прямое, отвратительно-наглое, а затем – так называемое «осушение», drain, выжим соков. Эксплуатация через фискальную и таможенную системы, систему землевладения, торговые монополии, неэквивалентный торговый обмен, оплату войн, которые вела Англия, и т.д. За первые десятилетия английского господства Индия платит колоссальным голодом, погибает более 10 млн. чел.[12] А в Англию за этот период из Индии выкачивается индийских богатств на миллиард тогдашних фунтов стерлингов. [13] (На один тогдашний фунт. стерл. простолюдину можно было неплохо жить целый месяц). И только ПОСЛЕ ТАКОГО МАСШТАБНОГО ГРАБЕЖА в Англии начинается промышленный переворот. Лишь тогда возникает набор технологий для начала машинного производства, изобретаются прядильная машина и механический ткацкий станок, внедряется паровая машина. Лишь тогда в английскую индустрию начинается прилив капитала, приходят необходимые инвестиции и кредиты, позволяющие внедрять новое, и открываются новые обширнейшие рынки, позволяющие сбывать огромные партии массовых однотипных товаров. И последующие 200 лет английский капитализм продолжает выкачивать средства из Индии, безжалостно разоряя в своей собственной колонии общественные системы ирригации и мелиорации, неприбыльные для экспорта сельхозкультуры и ремесла. Их душат теперь дешевой продукцией фабричного английского производства, как например ткачество («равнины Индии белеют костями ткачей»), или фактически запрещая, как например судостроение (а еще в начале 19 века суда, построенные в Индии, обеспечивали половину товарооборота с Англией).
Выжимание соков из Индии не останавливается ни на год, даже когда ее население доведено до массового голода. Английский исследователь Дигби оценивает размер «осушения» Индии за период с 1834 по 1899 г. – в 6,1 млрд. фунт. стерл., что в пересчете на нынешние деньги около 7 триллионов долларов [14]. (Для сравнения, Германия взяла с Франции после войны 1870-71 гг контрибуцию в 200 млн. фунт. ст. – крупнейшую в истории, которая позволила расцвести германской промышленности).
Судя по количеству пунктов про Индию, британцы особенно не любили этот субконтинент и всех его жителей. И больше всех для уменьшения количества населения Индии сделал один человек, которого считают чуть ли не величайшим премьер-министром за всю историю страны, — сэр Уинстон Черчилль. В 1943 году Черчилль приказал обеспечить Великобританию и британских солдат, а также другие страны, лежащие в сфере интересов Туманного Альбиона, такие как Греция, зерном за счёт индийских запасов. Из-за изъятия огромных запасов зерна, бенгальский регион охватил масштабный голод, который унёс, по разным оценкам, от 1 до 29 миллионов жизней. Черчилль уже до этого испытывал открытую неприязнь к индусам, в том числе и к их мирным протестам. Например, в адрес Махатмы Ганди он высказывался следующим образом: Он должен быть связан по рукам и ногам у ворот Дели, а затем растоптан огромным слоном с новым вице-губернатором, сидящим у него на спине. А после усиления сопротивления он открыто объявил, что «ненавидит индийцев, так как это зверские люди со зверской религией». Когда же начался голод, некоторые британские чиновники просили направить в регион продовольствие на помощь голодающему населению, но Черчилль прямо отказался и ответил на просьбу фразой: «Голод — это их собственная вина за то, что они размножаются как кролики». Даже когда правительство Дели сообщило в Лондон о том, что люди умирают, и думало, что Черчилль об этом не знает, премьер-министр спросил только: «Почему Ганди ещё не умер?» Теперь ты понимаешь, почему индусы не питают тёплых чувств к своему бывшему хозяину.
Количество вспышек голода и площадь, захваченная им, не уменьшается со строительством железных дорог и «техническим прогрессом» в колониальной Индии, а, наоборот, возрастает – особенно с 1860-х гг. И через полтора века после начала английского господства в Индии, в 1876-1900 гг., голод убивает 26 млн. чел. В том числе, с 1889 по 1900 год – 19 миллионов человек. В этот период, как указывал английский исследователь Дигби: «Каждую минуту дня и ночи умирали от голода по два британских подданных».[15] А общие демографические потери Индии почти вдвое превышали эту цифру, потому что голод имел неизменным спутником эпидемии, быстро убивающие истощенных людей, и умерщвление новорожденных детей, которых не могли прокормить их родители.
На начало 20 века средняя продолжительность жизни индуса составляла 23 года, почти в два раза меньше, чем в метрополии.
Русский востоковед А. Снесарев делает обоснованные выводы: «1. За время владычества британцев голод возвращается всё чаще, размеры его ужаснее и шире. 2. Со времени перехода всей Индии под власть британцев наблюдается резкий переход к учащению и большей интенсивности голода». Основные причины вспышек голода: в деревнях нет запасов зерна; запасы ценностей в виде драгметаллов и т.п. у населения практически исчезли; древние вековые занятия народа на суше и море погублены; все выгоды от торговли уходят в Англию; плантации выходных экспортных культур (чай, кофе, индиго, джут) принадлежат иностранцам и им приносят прибыль; все выгодные профессии и коммерческие дела эксплуатируются иностранцами в ущерб туземцам; иностранный (английский) капитал является насосом для выкачивания средств из страны; экономический дренаж, унося из Индии миллиарды, лишает ее накопленного национального капитала и всех благ, с ним связанных.
В годы Первой мировой войны колония Индия с преимущественно нищим населением должна была поставить английской метрополии продовольствия и снаряжения на 200 млн. ф.ст., предоставить займов на 150 млн. ф.ст. (не считая многомиллионных пожертвований, носящих, как правило, принудительный характер). Поставки сельхозпродукции производились в принудительном порядке (фактически то была продразверстка), займы и поставки обеспечивались повышением налогов. Множество крестьянских хозяйств разорилось, крестьяне превращались в бесправных сборщиков и батраков. Урожаи значительно сократились. Рабочий день на предприятиях длился до 15 часов. К концу войны Индию поразил голод, сопровождавшийся эпидемиями - от этих причин погибло 12-13 млн. чел.[18] Таким образом самые большие потери мирного населения времен I Мировой войны пришлись на эту британскую колонию. Бойня в Амритсаре - расстрел британскими войсками мирной демонстрации жителей Амритсара 13 апреля 1919 года, в результате которого было убито 1000 чел и 1500 ранено - стала своего рода символом английского господства этого периода.
В 1942-1943 гг. территорию Бенгалии, север и восток Индии охватил голод, жертвами которого стало 5,5 млн. чел.[19] Голод был результатом реквизиций риса и прочего зерна, предпринятых английской администрацией и, по мнению некоторых исследователей, являлся сознательным ударом Англии по индийскому населению, поддержавшему "Августовскую революцию" 1942 г. и антибританское движение, возглавляемое Субхасом Босом.[20]
Приобщилась Индия к западному образу жизни? Безусловно. В виде дешевого или иногда просто бесплатного ресурса. Были люди среди туземного индийского населения, которые выигрывали от такого приобщения? Тоже да. В огромной по населению, да и территории Индии находилось всего-то максимум 80 тыс. англичан – чиновников, военных, коммерсантов. (Если бы климат Индии более бы подходил англичанам и ее бы признали бы годной для переселенческой колонизации, то индусов ожидала бы судьба индейцев и австралийских аборигенов, истребленных на 90%). Немалую работу по выжиманию соков из своей собственной страны, по разорению своего собственного населения, выполняли туземные компрадоры, землевладельцы-заминдары, ростовщики – шроффы и саукары, военные наемники. (Тут прямая параллель с черной Африкой времен расцвета работорговли, где местные феодальные князьки продавали за блага «западного образа жизни» – ром, бусы, шляпы, зеркала – западным работорговцам своих собственных соплеменников, доводя до запустения обширные территории.) И эта обслуга английских колонизаторов ничуть не возражала против той английской пропаганды, что индусы – ленивый, порочный, малоразвитый, склонный к рабству народ, который нуждается в благодетельном английском правлении.
А ленивым малоразвитым народом англичане называли народ, успехи которого в математике опережали на полторы тысячи лет то, что было достигнуто в Европе, который создавал шедевры искусства и литературы за две с половиной тысячи лет до того, как это стало доступно англичанам, который создал государство, заботящееся о благополучии всех подданных, за две тысячи лет до того, как появилось «социальное государство» в Европе.
Английский вице-король Индии лорд Керзон без стеснения называл всех индусов «лжецами», хотя на лжи и коварстве базировались как раз успехи англичан. Достаточно вспомнить, как во время сипайского восстания англичане попросили магараджу Гвалиора ненадолго впустить их в цитадель – тот согласился. Англичане уже не ушли из цитадели. Магараджа таинственно скончался, а английские джентльмены-офицеры выгребли все его драгоценности и взяли всю казну, одних только золотых рупий на 15 млрд. современных долларов, объяснив наследнику, что взяли это в оплату за «охрану его владений». [21] «Добродетельные» англичане проводили сегрегацию индусов, пусть те были и раджами – разные вагоны, разные места питания. Английский чиновник или военный мог в любой момент забить насмерть нерадивого слугу-индуса. [22]
Кстати, настоящим бзиком, идеей фикс, у английской элиты на протяжении 19 и начала 20 века, было то, что русские готовятся отнять у нее источник ее вампирского благополучия – Индию. Даже помощь России балканским славянам и христианам Передней Азии в освобождении их от османского ига считалось очередным хитрым русским способом проникнуть в Индию. Отчего Англия поощряла и поддерживала турецкие зверства в отношении балканских славян и армян. На этой основе постоянно раздувалась антироссийская истерия и плодились русофобские мифы, которые включали не только демонизацию России, но и прославление «британских свобод» - чему радостно внимала российская интеллигенция и околовластные либералы, которые неуклонно вели Россию по пути периферийного капитализма, превращая ее мало-помалу в аналог новой Индии для западного капитала. И заодно наносили удар в спину своей стране во всех войнах, которая она вела против западных хищников. Поскольку либеральная элита полностью господствовала с 1860-х гг. в российской информационной сфере, то почти всё, что писалось в России об английском правлении в колониях, и в Индии в частности, было медоточиво и льстиво по отношению к англичанам, якобы несущим «британские свободы» всему миру. И подразумевало, что неплохо бы и Россию окончательно перевести под благодетельное правление Запада.
Махатма Ганди в своей борьбе за освобождение Индии сделал упор не только на сварадж (независимое от других стран и внешних сил правление, наиболее точный перевод – «самодержавие»), но и на свадеши (домашнее национальное производство, точный перевод «самостоятельное делание») – бойкот западных товаров, отказ от западного образа жизни и даже западной одежды. И победил. Конечно, с учетом того, что сталинский СССР уже не допустил бы кровавого подавления индийского национально-освободительного движения, как то произошло в 1858 или 1919. Кстати, среди индусов бытовала легенда, что избавление от английского ига придет именно с Севера.
А теперь немного о борьбе за Туркестанский край и его развитие. О тех кто якобы боролся, подчеркиваю,якобы, за независимость при помощи кого и как.
Поддержка антисоветских сил в январе — июле 1918 года
На 1-м этапе интервенции англичане поддерживали Кокандскую автономию, предоставив ей денежную помощь в размере 500 тыс. руб.; вооружали и готовили армию бухарского эмира. В начале 1918 года с помощью агентов миссии Маллесона была создана «Туркестанская военная организация» (ТВО), имевшая целью сплотить все контрреволюционные силы и развернуть борьбу за свержение Советской власти в Туркестане. Используя идеи панисламизма и пантюркизма, играя на национальных и религиозных чувствах, английские агенты поддерживали силы стремившиеся к отделению Туркестана от Советской России.
После ликвидации «Кокандской автономии» (февр. 1918) англичане, под предлогом защиты интересов Великобритании от угрозы со стороны Германии и Турции начали перебрасывать свои войска из Индии в Северный Иран, граничащий с Закаспийской областью.
Интервенция в Закаспийской области в августе 1918 — марте 1919
Асхабадский мятеж и начало интервенции
Под руководством Тиг-Джонса, Варда и Джарвиса эсеры, меньшевики, туркестанские националисты и русские белогвардейцы в июле 1918 года подняли Асхабадский мятеж, захватили Закаспийскую область и создали «Закаспийское временное правительство» (ЗВП), которое 26 июля 1918 года обратилось к англичанам с просьбой прислать военную помощь. 28 июля из Мешхеда в район ст. Баирам-Али, где закрепились войска ЗВП, прибыла английская пулемётная команда (20 человек); 12 августа перешли границу у станции Артык (100 км юго-восточнее Асхабада) батальон 19-го Пенджабского и несколько рот Йоркширского и Хэмпширского пехотных полков, 28-й лёгкий кавалерийский полк и взвод 44-й полевой лёгкой артиллерийской батареи, расположившиеся в Асхабаде и некоторых других пунктах на Закаспийской железной дороге. Красноводск, занятый английским гарнизоном (около 700 человек), стал базой интервентов. В Асхабаде разместился Маллесон со своим штабом.
Поддержка ТВО и басмачей
14 августа 1918 года в Ташкент прибыла английская военно-дипломатическая миссия в составе Бейли (глава), Блэккера и бывшего генерального консула в Кашгаре (Северо-Западный Китай) Д. Маккартни, официальной целью которой являлось установление связи с правительством Советского Туркестана. В советской историографии закрепилось идея, что главной целью миссии была подготовка контрреволюционного мятежа. Миссия вступила в контакт с «Шура-и-Улема» и басмачами и активно поддерживала деятельность ТВО. По соглашению между миссией и «союзом» непосредственно организация мятежа и руководство выступлениями басмачей возлагались на ТВО, англичане же обязывались снабжать её оружием и деньгами, а затем оказать поддержку войсками. В планах англичан было образование «Туркестанской демократической республики» под контролем Великобритании. «Союзу» был открыт кредит в 22 млн рублей. Англичане предоставили басмачам 100 миллионов руб., 20 тысяч винтовок, 40 пулемётов, 16 горных орудий и несколько миллионов патронов. В Мешхеде для поддержки мятежа готовился отряд сипаев в составе 500 человек с пулемётами.
Соглашение между ЗВП и англичанами 19 августа 1918
19 августа 1918 года Закаспийское временное правительство (ЗВП) подписало с Маллесоном соглашение, фактически полностью отдавшее Закаспийскую область под контроль англичан. ЗВП обязывалось вести борьбу против Советской власти, запретить вывоз хлопка и передать все его запасы, а также весь Каспийский флот, Красноводский порт и Закаспийскую железную дорогу Великобритании, за что ему была обещана финансовая и военно-техническую помощь. Англичане поставили под свой контроль судоходство на Каспийском море и Челекенские нефтяные промыслы, вывозили металлы, драгоценности, нефть, хлопок, шерсть, ковры, продовольствие, заводское оборудование, железнодорожный подвижной состав и другое. Отделение английского банка в Асхабаде нажило огромные суммы, принимая от населения вклады взамен на фиктивные обязательства. Предприятия, национализированные Советской властью, были переданы бывшим владельцам. Убытки, причинённые английскими оккупационными силами только горному и оросительному хозяйству области, по мнению советских источников, составили свыше 20 млн рублей золотом. Малейшее проявление протеста или недовольства со стороны населения беспощадно подавлялось. До января 1919 года Закаспийское правительство получило от Великобритании 15 млн рублей обязательствами и 2 млн рублей наличными, около 7 тысяч винтовок, несколько млн. патронов и различное военное снаряжение; в свою очередь Закаспийское правительство передало английским войскам продовольствия на 12 миллионов рублей.
Планы Великобритании по свержению советской власти в Туркестане
Миссия Маллесона разработала план захвата Туркестана путём концентрического наступления на Ташкент английских и эсеро-белогвардейских войск из Закаспийской области, оренбургских белоказаков Дутова со стороны Актюбинска, отрядов Джунаид-хана из Хивы, войск эмира бухарского, белоказаков Семиречья и басмачей Ферганы. Предполагаемая акция должна была быть поддержана контрреволюционными. мятежами, которые готовились в различных пунктах края членами миссии Маллесона в сотрудничестве с американским консулом в Ташкенте Р. Тредуэллом и агентами в американском Красном Кресте и «Ассоциации христианской молодёжи». Они вели также подготовку к военному выступлению находившихся в Туркестане австро-венгерских и германских военнопленных (более 30 тысяч человек).
5 сентября 1918 ЦИК Туркестанской советской республики постановил: 1) объявить частичную мобилизацию преданного Советской власти русского и мусульманского населения; 2) учредить Чрезвычайную следственную комиссию по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и мародёрством; 3) прикрыть территорию Ферганы со стороны Памира военными силами; 4) сосредоточить в безопасных местах запасы хлопка, шерсти, продовольствия и др.
17 сентября Комиссариат по национальным делам обратился к трудящимся Туркестана с призывом встать на защиту Родины от английских захватчиков. Началось формирование воинских отрядов из местного населения.
Сражение у станции Душак
9 октября 1918 года английские войска (батальон Пенджабского и рота Хемшпирского пехотных полков, 28-й лёгкий кавалерийский полк; 760 штыков, 300 сабель, 40 пулемётов, 12 орудий и 1 самолёт) вместе с войсками ЗВП (1860 штыков, 1300 сабель, 8 пулемётов, 12 орудий, 2 бронепоезда и 1 самолёт) начали наступление на позиции советских войск (2 390 штыков, 200 сабель, 29 пулемётов, 6 орудий и 1 самолёт) в районе ст. Душак (юго-восточнее Асхабада) и после ожесточённых боёв заняли станцию, разгромив советские войска.
Деникинский период
Однако английские интервенты не оставили попыток захватить Туркестан. С целью объединения антисоветских сил они создали т. н. Кавказско-Каспийский союз, включивший контрреволюционные правительства Терской, Дагестанской и Закаспийской областей. Убедившись в несостоятельности ЗВП, Маллесон заменил его образованным из туркестанских националистов «комитетом общественного спасения» (1 января 1919), но фактически была установлена военная диктатура английских интервентов, с помощью которых в Закаспии утвердились ставленники Деникина. Велось формирование и вооружение белогвардейской Туркестанской армии и басмаческих отрядов, готовились новые контрреволюционные выступления. 19 января вспыхнул антисоветский Ташкентский мятеж 1919, который 21 января был подавлен (за 2 дня).
Вывод английских войск из Туркестана
Освобождение Оренбурга (22 января 1919) и восстановление железнодорожного сообщения с Туркестаном позволили Советской России оказать большую материальную и военно-техническую помощь Туркестанской республике. В марте 1919 года по решению правительства РСФСР из Туркестана были высланы все иностранные консулы, а также представители американского Красного Креста и «Ассоциации христианской молодёжи». Решительное сопротивление большевиков Туркестана интервенции, возмущение английского пролетариата политикой правительства Великобритании в России, рост национально-освободительного движения против англичан в Индии и Афганистане вынудили английское командование вывести в марте 1919 года свои войска из Закаспийской области в Иран (последние части покинули Закаспий 1 апреля 1919 года, до августа 1919 года в регионе оставался лишь английский гарнизон в Красноводске). Руководство вооруженными силами в Закаспии перешло к командованию Вооруженными Силам Юга России.
Поддержка антисоветских сил в 1919—1920
После вывода английских войск и разгрома антисоветского подполья англичане сделали ставку на Бухарский эмират, где английские инструкторы готовили к наступлению против Советского Туркестана 40-тысячную армию, а также деникинскую Туркестанскую армию. В 1919 году англичане прислали в Бухару два каравана из 600 и 200 верблюдов с оружием, боеприпасами и другое военное имуществом, а в январе 1920 года — 1200 винтовок, 12 пулемётов, 4 орудия и большое количество патронов и снарядов. После ликвидации Деникинских войск в Закаспии (февраль 1920) и Бухарского эмирата (сентябрь 1920) (см. Бухарская операция (1920)) англичане оказывают помощь басмачеству. В течение длительного времени они снабжали басмачей оружием и деньгами, формировали из них на территории Афганистана и Ирана вооруженные отряды, использовали их для диверсионной деятельности. Уничтожение басмачества положило конец попыткам Великобритании свергнуть советский режим в Туркестане.
Такие действия не могли не привести к всплеску вооруженного сопротивления новой власти. На этой волне и поднялись лидеры басмаческого движения, охота за которыми позднее стала одной из важнейших задач органов государственной безопасности Средней Азии и соединений Красной армии. Успешно решить ее удалось лишь после того, как советские руководители среднеазиатских республик начали пересматривать прежние подходы к управлению регионом, на что ушло почти четыре года.
Хозяева своему слову
Период с 1918 по 1922 годы был временем наивысшего расцвета басмаческого движения. Начавшееся в Ферганской долине, оно быстро охватило весь северный Туркестан и начало распространяться дальше, на запад, в сторону Бухары. Именно в это время в лидеры басмачей выбились Ибрагим-бек, Мадамин-бек, Иргаш, Курширмат, Махкам-ходжа, Муэтдин-бек, Джунаид-хан и другие. Было время, когда общее число басмачей в Туркестане и его окрестностях достигало 150 тысяч человек, а под их контролем находились обширные территории. В частности, в 1921 году Ибрагим-беку удалось взять Душанбе – во многом благодаря тому, что он на какое-то время заключил союз с представителями Бухарской народной советской республики.
Подобная тактика отличала многих лидеров басмаческого движения. В те или иные моменты, когда им было выгодно, они пользовались готовностью советской власти амнистировать тех, кто готов был сложить оружие или с винтовкой в руках перейти ей на службу. Договоры с «неверными» басмачи, как правило, рассматривали как ничтожные и легко отказывались от них, как только возникала возможность вернуться к прежнему образу жизни.
Впрочем, такая практика имела и обратную сторону. С течением времени все большее число рядовых басмачей после сдачи в руки советской власти действительно отказывалось от вооруженной борьбы и участия в грабежах. С каждым разом уводить за собой людей басмаческим лидерам удавалось все с большим трудом. Более того, отказываться от участия в «борьбе с неверными» начали и крупные фигуры — такие, например, как Мадамин-бек. В 1919 году он контролировал фактически всю Ферганскую долину, а уже в марте 1920-го заключил мирный договор с советской властью. Бывшие сподвижники не простили ему этого: при попытке склонить их к отказу от басмачества Мадамин-бек был убит вместе с немногочисленным отрядом сопровождения.
Судьба Ибрагим-бека
Несмотря на то что в 1925-27 годах басмачество в Средней Азии вновь активизировалось, достичь прежних успехов «борцам за веру» уже не удалось. Местное население все активнее поддерживало новую власть, отказывая басмачам в снабжении; вербовать сторонников тоже становилось все труднее. Сыграли свою роль и совершавшиеся при молчаливом согласии властей Афганистана регулярные рейды Красной армии на афганскую территорию, где банды басмачей отсиживались в перерывах между грабительскими набегами. Как правило, прямых столкновений с басмачами во время таких походов не было – верные бандитской тактике, те предпочитали нападать исподтишка и лишь при явном перевесе сил в их пользу, – зато удалось ликвидировать почти все их тыловые базы.
Одним из лидеров басмаческого движения, который до последнего пытался продолжать борьбу с советской властью в Средней Азии, был Ибрагим-бек, прославившийся даже среди своих сподвижников жестокостью. По мере того как бывшие лидеры басмачей один за другим отказывались от вооруженного сопротивления, погибали в боях с частями Красной армии или в междоусобных схватках, Ибрагим-бек занимал все более высокое положение в неформальной иерархии басмачей. В итоге в конце 1920-х годов он попытался объединить под своим началом все еще остававшиеся басмаческие отряды. Но вынужденный воевать на два фронта – против Красной армии и правительственных войск Афганистана, – в конце концов потерял в боях большую часть своих сторонников. С немногими оставшимися Ибрагим-бек в апреле 1931 года вновь вторгся на территорию советского Таджикистана, но это была последняя его эскапада.
23 июня 1931 года специальная оперативная группа ОГПУ под руководством Мукума Султанова сумела навязать беку бой возле переправы через реку Кафирниган и захватить его. Суд в Ташкенте 31 августа 1931 года приговорил Ибрагим-бека к расстрелу. А спустя восемьдесят лет по решению Верховного суда Узбекистана он был реабилитирован. Правда, не персонально, а в списке из 115 человек, приговоренных к расстрелам в 1920-30 годах. Весьма вероятно, что вынесшие это решение судьи не вникали в подробности биографии каждого из внесенного в этот список. В противном случае придется признать, что вынесенный ими вердикт имеет явную политическую окраску и адресован новым властям соседнего Афганистана. Ведь с точки зрения талибов, Ибрагим-бек является таким же борцов за веру, как и они сами, а потому его реабилитацию в Кабуле сегодня наверняка рассматривают как дружественный шаг. Правда, насколько это может обезопасить границы Узбекистана от угрозы с юга, которая становится все более и более ощутимой, – неизвестно.
Сегодня басмачество это отдельная составляющая для вроде культуры азии. Так а теперь для отдельно понимающих, культура это процес не вилка с ножом, и не рис в пяти пальцах, культура это народ о котором пекутся. Услышали о чем странмчкам хорошо нет жалко. Люди помните главное остатся кузнецом и человеком это не о всех. Басмач это не культур,а это те кто вас насиловал и унижал. Сегодня пытаются препеоднести что первые попытки освобождения, освобождкения от кого и в какие руки перейти. Политика мутное дело но не надо постоянно говорить вот под Англией мы бы жили лучше, расмешили. Слушаешь такое и начинаешь понимать как трудно женщине с пониженой социальной ответственностью, ведь они клиента не выбирают им деньги зарабатывать необходимо.
Как трудно быть честным, жить рядом с людьми.
Как трудно понять: где друзья, где враги.
Как трудно не видеть насилье и зло.
Как трудно смеяться, когда тяжело. ....
Как трудно порой постоять за себя.
Как трудно по жизни идти напролом.
Как трудно порой постоять на своем.
Как трудно не вспомнить обиды и боль.
Как трудно расстаться сегодня с тобой.
Как трудно сердечные раны латать.
Как трудно всю горькую правду узнать.
Как трудно поверить, что жизнь лишь одна.
авт. неизвестен
Надеюсь услышали главное, а особено те кто слышать не умеет или скорее не хочет. Надеюсь сумеете правильно оценить все происходящие. Америка и Англия и сегодня усилено вбивает кол между нашими народами, сумеют они это сделать все зависит от нас с вами.
Все собрано для думающих или умеющих думать, услышали хорошо, нет неудачник.
Все открыто в простр и в свободнолм доступе.