Религия, мистика, магия – всё это является неотъемлемой частью любого эпоса. Герои древнего Вавилона и Греции общаются со своими божествами напрямую и противостоят мифическим чудовищам. Королю Артуру помогают советы волшебника Мерлина. Французский Роланд совершает свои подвиги во имя христианской веры.
К нашим русским былинам это тоже относятся. Былины о «старших» богатырях несут на себе отпечаток языческой древности, а «младшие» богатыри совершают свои подвиги, в том числе во имя православной веры.
О глубоком проникновении православной веры в былины говорит так же то, что героем некоторых былин является непосредственно сам Николай Чудотворец, которого сказители называют Никола Можайский. Он спасает Садко от морского царя, помогает Илье Муромцу и Добрыне спасти Михайло Потыка из плена ужасной ведьмы Марьи Лебеди Белой…
Однако есть в былинах и уникальный богатырь – Васильюшка Буслаевич. В предыдущей статье мы ознакомились с образом богатыря-бунтовщика и узнали о его противостоянии обществу и новгородскому государству. Однако, помимо этого Василий Буслаевич попирает и религиозные ценности: как языческие, так и православные.
А не верую я, Васенька, ни в сон, ни в чох,
А и верую только в свой червленый вяз.
Сегодня мы ознакомимся со всеми случаями противостояния богатыря-атеиста религии. В первой былине уже есть намеки на то, что Василий презирает религию, но вторая былина «Смерть Василия Буслаевича», полностью посвящена этому.
1. Сражение с крестовым батюшкой
Иногда сражение с новгородцами доходит до своего пика в тот момент, когда новгородские старосты зовут из Софийского собора крестового батюшку Василия Буслаевича. Его называют старичище-пилигримище или просто Угрюмище.
На бой со своим крестным сыном древний старик надевает на свою голову колокол. Тем самым крестовый батюшка становится и олицетворением религиозных ценностей новгородцев и символом самого вечевого строя – о начале вече новгородцев возвещал тяжелый вечевой колокол.
Василий Буслаевич не боится вступить в бой со своим крестовым отцом. Он разбивает огромный колокол и выбивает отцу Угрюмищу глаза. Заканчивает сражение он кощунственным комментарием:
Сколько я тебя крестным ни называл,
На веку ты мне яичка не давывал;
Лежи теперь здесь, сучище облезлое,
Вот тебе яичко — Христос воскрес!
2. Издевательство над покойником
Во время своего паломничества в Иерусалим, которое само по себе носит формальный характер. Василий едет в паломничество не потому, что хочет покаяться и получить отпущение грехов, а просто потому что «так все перед смертью делают». Василий Буслаевич натыкается на непогребенный человеческий череп.
Человеческий череп напоминает Василию о том, что каждый человек смертен: «так же рядом со мной лежать будешь, а я был богатырь не хуже тебя». На что Василий Буслаевич отвечает: «была бы ты голова русская, похоронил бы тебя. Но ты голова басурманская, в тебе нечистый дух говорит». Он пинает череп с дороги и отправляется дальше.
3. Осквернение реки Иордан
После молебна и богатого одаривания Иерусалимских старцев, Василий Буслаевич идет смывать с себя грехи в реку Иордан. По традиции лишь Иисус входил в реку Иордан нагим, остальным же положено входить в реку в одежде.
Однако Василий Буслаевич и его дружина решают искупаться в священной реке как в любой другой речке. Старцы говорят, что теперь Василий Буслаевич навеки проклят и скоро за ним придет смерть, но верные дружинники отвечают старцам:
Наш Василий тому не верует,
Вам не верует, ни в сон, ни в чох.
4. Прыжки через Алатырь-камень
По языческим представлениям Бел-горюч камень Алатырь является сакральным центром мира «пупом земли». Во многих вариантах былины он свободно заменяется на могильный камень с крестом.
Славяне считали, что перейти дорогу покойнику хоть и опасно, но можно. Но идти с покойником одной дорогой означает только одно – смерть.
Так и выходит: дружинники перепрыгивают камень поперек, а Василий Буслаевич прыгает вдоль священного камня. Одновременно он берет на себя роль языческой жертвы на Алатыре и идёт одной дорогой с покойником в случае с могилой. Богатырь разбивает голову о камень и погибает. Так странно и глупо заканчивается жизнь богатыря-бунтаря.
Кажется, что всё вполне логично – герой, который бросил вызов обществу и религии глупо погибает. Но популярность былин о Василии Буслаевиче говорит о том, что наш народ всё-таки сопереживал ему. Кто-то, не довольный обществом и религией, был с ним согласен. Верующие же сказители сопереживали ему, как заплутавшей душе, которая остается христианской и русской.
____________________________________________________________________________________
Благодарю Вас за прочтение!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.
Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.