Найти в Дзене
Сокол-корабль

Василий Буслаевич. Богатырь против религии.

Религия, мистика, магия – всё это является неотъемлемой частью любого эпоса. Герои древнего Вавилона и Греции общаются со своими божествами напрямую и противостоят мифическим чудовищам. Королю Артуру помогают советы волшебника Мерлина. Французский Роланд совершает свои подвиги во имя христианской веры. К нашим русским былинам это тоже относятся. Былины о «старших» богатырях несут на себе отпечаток языческой древности, а «младшие» богатыри совершают свои подвиги, в том числе во имя православной веры. О глубоком проникновении православной веры в былины говорит так же то, что героем некоторых былин является непосредственно сам Николай Чудотворец, которого сказители называют Никола Можайский. Он спасает Садко от морского царя, помогает Илье Муромцу и Добрыне спасти Михайло Потыка из плена ужасной ведьмы Марьи Лебеди Белой… Однако есть в былинах и уникальный богатырь – Васильюшка Буслаевич. В предыдущей статье мы ознакомились с образом богатыря-бунтовщика и узнали о его противостоянии об

Религия, мистика, магия – всё это является неотъемлемой частью любого эпоса. Герои древнего Вавилона и Греции общаются со своими божествами напрямую и противостоят мифическим чудовищам. Королю Артуру помогают советы волшебника Мерлина. Французский Роланд совершает свои подвиги во имя христианской веры.

К нашим русским былинам это тоже относятся. Былины о «старших» богатырях несут на себе отпечаток языческой древности, а «младшие» богатыри совершают свои подвиги, в том числе во имя православной веры.

О глубоком проникновении православной веры в былины говорит так же то, что героем некоторых былин является непосредственно сам Николай Чудотворец, которого сказители называют Никола Можайский. Он спасает Садко от морского царя, помогает Илье Муромцу и Добрыне спасти Михайло Потыка из плена ужасной ведьмы Марьи Лебеди Белой

Новгород, церковь Успения на торгу. Картина Петра Верещагина. 1863 год.
Новгород, церковь Успения на торгу. Картина Петра Верещагина. 1863 год.

Однако есть в былинах и уникальный богатырь – Васильюшка Буслаевич. В предыдущей статье мы ознакомились с образом богатыря-бунтовщика и узнали о его противостоянии обществу и новгородскому государству. Однако, помимо этого Василий Буслаевич попирает и религиозные ценности: как языческие, так и православные.

А не верую я, Васенька, ни в сон, ни в чох,
А и верую только в свой червленый вяз.


Сегодня мы ознакомимся со всеми случаями противостояния богатыря-атеиста религии. В первой былине уже есть намеки на то, что Василий презирает религию, но вторая былина «Смерть Василия Буслаевича», полностью посвящена этому.

1. Сражение с крестовым батюшкой

Иногда сражение с новгородцами доходит до своего пика в тот момент, когда новгородские старосты зовут из Софийского собора крестового батюшку Василия Буслаевича. Его называют старичище-пилигримище или просто Угрюмище.

На бой со своим крестным сыном древний старик надевает на свою голову колокол. Тем самым крестовый батюшка становится и олицетворением религиозных ценностей новгородцев и символом самого вечевого строя – о начале вече новгородцев возвещал тяжелый вечевой колокол.

Бой Василия с крестовым батюшкой. Иллюстрация Павла Соколова-Скаля. 1955 год
Бой Василия с крестовым батюшкой. Иллюстрация Павла Соколова-Скаля. 1955 год

Василий Буслаевич не боится вступить в бой со своим крестовым отцом. Он разбивает огромный колокол и выбивает отцу Угрюмищу глаза. Заканчивает сражение он кощунственным комментарием:

Сколько я тебя крестным ни называл,
На веку ты мне яичка не давывал;
Лежи теперь здесь, сучище облезлое,
Вот тебе яичко — Христос воскрес!

2. Издевательство над покойником

Во время своего паломничества в Иерусалим, которое само по себе носит формальный характер. Василий едет в паломничество не потому, что хочет покаяться и получить отпущение грехов, а просто потому что «так все перед смертью делают». Василий Буслаевич натыкается на непогребенный человеческий череп.

Человеческий череп напоминает Василию о том, что каждый человек смертен: «так же рядом со мной лежать будешь, а я был богатырь не хуже тебя». На что Василий Буслаевич отвечает: «была бы ты голова русская, похоронил бы тебя. Но ты голова басурманская, в тебе нечистый дух говорит». Он пинает череп с дороги и отправляется дальше.

3. Осквернение реки Иордан

После молебна и богатого одаривания Иерусалимских старцев, Василий Буслаевич идет смывать с себя грехи в реку Иордан. По традиции лишь Иисус входил в реку Иордан нагим, остальным же положено входить в реку в одежде.

Однако Василий Буслаевич и его дружина решают искупаться в священной реке как в любой другой речке. Старцы говорят, что теперь Василий Буслаевич навеки проклят и скоро за ним придет смерть, но верные дружинники отвечают старцам:

Наш Василий тому не верует,
Вам не верует, ни в сон, ни в чох.

Василий Буслаевич и череп. Картина Константина Васильева. До 1976 года
Василий Буслаевич и череп. Картина Константина Васильева. До 1976 года

4. Прыжки через Алатырь-камень

По языческим представлениям
Бел-горюч камень Алатырь является сакральным центром мира «пупом земли». Во многих вариантах былины он свободно заменяется на могильный камень с крестом.

Славяне считали, что перейти дорогу покойнику хоть и опасно, но можно. Но идти с покойником одной дорогой означает только одно – смерть.

Так и выходит: дружинники перепрыгивают камень поперек, а Василий Буслаевич прыгает вдоль священного камня. Одновременно он берет на себя роль языческой жертвы на Алатыре и идёт одной дорогой с покойником в случае с могилой. Богатырь разбивает голову о камень и погибает. Так странно и глупо заканчивается жизнь богатыря-бунтаря.

Кажется, что всё вполне логично – герой, который бросил вызов обществу и религии глупо погибает. Но популярность былин о Василии Буслаевиче говорит о том, что наш народ всё-таки сопереживал ему. Кто-то, не довольный обществом и религией, был с ним согласен. Верующие же сказители сопереживали ему, как заплутавшей душе, которая остается христианской и русской.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.