Эх птица сорокафутовая, контейнерная, и кто тебя выдумал? Где ты летаешь, по каким орбитам, что хранят твои стальные потроха? Какие ещё транспортные парадоксы скрывает освоение космоса?
Логистический парадокс
Одним из парадоксов космического транспорта можно считать крайне условную зависимость эффективности двигательной системы от её размера. В формуле Циолковского, строго говоря, физический размер двигателя вообще отсутствует. Считается лишь его эффективность.
Да, случаи, когда важна прежде всего тяга, а значит — килограммы и тонны в секунду, при соответствующем давлении, прочности, тепловом режиме и всём остальном — есть. Но их куда меньше тех случаев, когда важна чистая эффективность двигательной схемы. Да и в требовании к тяге есть один парадоксальный нюанс. Какой?
Хороший пинок в зад
Абсолютное большинство первоначальных наборов скорости можно делегировать внешней разгонной системе. Петля Лофстрома выводит грузовую капсулу на орбиту Земли с минимальными курсовыми правками на финальном этапе движками самой капсулы. Лунный космический лифт отправляет груз в полёт буквально по факту расцепления груза и троса лифта. Лунная электромагнитная катапульта вообще может пулять вёдрами реголита сразу в приёмную воронку большой космической станции, это её штатное предназначение согласно теоретическим проектам без малого полувековой давности.
Современность эти факты скорее подтвердила, чем наоборот. Одиночный сорокафутовый контейнер с минимальной нашлёпкой маневрового блока и мягкой теплозащитой на раскладном каркасе имеет всё необходимое, чтобы летать в местной системе Земля-Луна.
Динамическая опора
Большие космические города запросто могут опираться на трассы контейнеров с балластом и торговыми грузами. Штатная коррекция орбиты идёт за счёт мощных электромагнитных катапульт и загруженных контейнеров. Сорокафутовый контейнер с грузом и обвесом имеет расчётную массу порядка тридцати тонн.
Это сравнительно мало и при космической доступности электричества очень длинная, в десятки километров, разгонная трасса имеет все достоинства хорошего реактивного двигателя. С земной петлёй Лофстрома и низковысотным орбитальным кольцом эта система различается в основном физическим размером.
Логистические возможности
Разгони контейнер, повысь орбиту — и он понемногу отстаёт, движется из Л4 в Л5. Затормози контейнер, понизь орбиту — и он догоняет, летит из Л5 в Л4. Медленно летит. Сутки, недели. Только вот для абсолютного большинства ресурсных поставок это совершенно нормально.
Пульни контейнер в сторону Земли, с манёвром Оберта на пролёте через гравитационный колодец — и за несколько большие траты энергии с рабочим телом он вышел на совсем другие полётные сроки. При достаточно разветвлённой транспортной системе её можно заметно упростить станциями полпути в ключевых точках малой стабильности. Только вот перенаправление контейнеров запросто можно планировать так, чтобы они поддерживали искусственную стабильность этих сравнительно малых транспортных узлов.
Посчитай их всех
Сколько нужно контейнеров? Очень пикантный вопрос. Грузовой оборот Москвы — порядка ста миллионов тонн в год. Этого достаточно, чтобы порядка двадцати миллионов человек работали с триллионной прибылью, а общая эффективность местной экономики пребывала на уровне, чуть ниже прибыли внешней торговли всей Украины годика так 2020.
Для прямо вот независимого государства размером с Белоруссию нужны полмиллиарда тонн в год. Для всей России — полмиллиарда и более тонн в месяц. Что это значит?
Контейнеры. Сотни миллионов одних контейнеров!
Раннее космическое государство из десятков стэнфордских торов на десять тысяч жителей и меньшего числа «островов» проектов О'Нила суммарно на единичные миллионы жителей запросто потребует эквивалент двадцати миллионов контейнеров на свои транспортные нужды.
Конечно, многое из того, что можно взять с Луны прибудет своим ходом без контейнеров, согласно заповедям О'Нила. Земные поставки, в первую очередь высокотехнологичные и живые, потребуют контейнеры и пассажирские капсулы эквивалентного размера.
Местное сообщение
Внутри кластера из десятков космических городов можно хоть канатную дорогу между внешними обвесами жилых корпусов провешивать, хоть метать капсулу в корзину. Транспортная связность позволяет. Внутри самого космического города извоз решат трамваи и дроны с малочисленной спецтехникой.
Земная единица «тонно-километр» при космических масштабах изрядно теряет в осмысленности, но по чистым тоннам всё смотрится очень прилично в любом из проектов. Сто миллионов тонн на десять миллионов человек, плюс-минус.
Космический масштаб
При нескольких космических государствах размером примерно с Москву или Белоруссию общий счёт транспортных контейнеров принимает масштаб в сотни миллионов на государство. То есть, в сравнительно пустом и малозаселённом раннем космосе системы «Земля-Луна» уже летают миллиарды контейнеров на постоянных орбитах.
Товарищ майор уже призадумался, что будет, если на такой контейнер штатно цеплять ракету космос-космос и он совершенно прав. Это довольно сильно обесценит классическую «мокрую флотскую» схему боевой техники. «Войну городов» для условий космоса следует понимать буквально — что средства поражения капитальных целей, что перехватчики и суб-боеприпасы на центральном несущем «ракетном автобусе» можно отправлять в бой с конвейеров и складов — буквально. Равно как и ретрансляторы, средства наблюдения, безлюдные системы принятия тактических решений и многое, очень многое другое.
Впрочем, это уже совсем другая история. Stay tuned!