Найти тему
TechInsider

Это БелАЗ, МАЗ или ЗиЛ? Знатоки советской техники, напрягите память!

Говорят, что главный конструктор этого вездехода подглядел у лосей манеру передвигаться по снегу на длинных ногах и воплотил схожий принцип в технике. Он и вправду слегка похож на сохатого.

    Это БелАЗ, МАЗ или ЗиЛ? Знатоки советской техники, напрягите память!
Это БелАЗ, МАЗ или ЗиЛ? Знатоки советской техники, напрягите память!

Заказ на него специальному конструкторскому бюро ЗиЛ (СКБ) выдали хозяйственные службы Москвы в первой половине шестидесятых годов – эпохе стремительной перестройки Советского Союза на мирный лад.

Может быть, именно поэтому конструкторы реализовать ряд революционных и смелых идей, которые консервативный военный заказчик, скорее всего отверг бы. СКБ в то время руководил знаменитый конструктор вездеходов Виталий Грачёв, создававший ещё первые ГАЗовские внедорожники, имевший большой опыт экспериментов с вездеходами самого разного типа.

Одной из самых интересных идей было увеличить высоту машины, поставив её на огромные колёса – как длинные ноги лосей. Вторая – максимально уменьшить массу. Колёсные диски имели тот же размер и форму, что и у скрейпера МАЗ-529, но сделали их из стеклопластика. Композитной была и пассажирская капсула. Гладкое днище выполнили из алюминия. Даже толщину стенок шин уменьшили. Зато в итоге 9-метровая машина с двумя огромными 8-цилиндровыми двигателями и полным приводом создавала давление на грунт не больше, чем гусеничные тягачи.

Атака лосей?

После первых испытаний в болотах и песках ЗиЛ-Э167 отправили на строительство нефтепровода Шаим-Тюмень, где с его помощью выручали машины, застрявшие на заснеженных трассах.

   В общественном достоянии
В общественном достоянии

Есть неподтверждённая легенда, что здоровенную оранжевую машину было заметно даже из космоса. Зафиксировав одну и ту же машину в нескольких местах, штаб-квартира ЦРУ выдвинула версию, что СССР готовит вторжение в Америку через Северный полюс.

   Военно-технический музей славы
Военно-технический музей славы

Так ли это, мы не знаем. Зато известно, что лось стал символом вездехода, а затем и эмблемой СКБ. Жаль, но автомобиль остался в единственном экземпляре, который дожил до наших дней, а в 2006 году был найден и восстановлен сотрудниками Музея военной техники в подмосковной Черноголовке.