Найти тему
27,8K подписчиков

Как описывалась Каспийская флотилия в немецких документах? Часть 1 Канонерские лодки.

2K прочитали
Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.
Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-2
Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-3
Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-4

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!" Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились. Было четко расписано какая береговая батарея будет стоять в Махачкале, а, какая в Баку. Нет, продуманность - черта хорошая и правильная, токмо силы свои рассчитывать нужно.

Вместе с тем, копание в немецких документах напомнило мне о том, что если состав ЧФ более или менее известен, то по Каспийской флотилии данных не так много. Да описание высадки десанта в ходе операции "Сочувствие" дается как-то по "сухопутному". А, потому, давайте просто освежим данные о составе флотилии (она того достойна).

С канонерками все чуть проще, все данные есть (хотя не везде и не всегда они точны).

Основу Каспийской флотилии в 1942 году составляли пять канонерских лодок. Немцы называют их : "Ленин", "Красный Азербайджан", "Бакинский рабочий", Альтфатер" и "Маркин".

Начнем с двух однотипных кораблей.

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-5

"Карс" и "Ардаган" ("Ленин" и "Красный Азербайджан") Бортовые номера "11" и "12"

Две канонерских лодки, построенные для Каспия в 1908-1910 году на Новом Адмиралтействе (С.-Петербург), и по Мариинской системе были переведены на Каспий.

Водоизмещение 675 тонн, длина 61,75 м (наибольшая), 61 м (по ВЛ), 58,6 м (между перпендикулярами), ширина 8,53 м (наибольшая), осадка 2,62 м (при водоизмещении 675 т); 2, 44 м (при 623 т).

Двигатели 2 шт. 4-х тактных 6-ти цилиндровых дизеля «Людвиг Нобель», Мощность 2х500 л. с., скорость хода 14,5 узлов.

Вооружение 2х120-мм Канэ и 4х75-мм Канэ, но со штатным вооружением лодки практически не использовались. В 1916 году 120-мм орудия с них были сняты.

В 1918 году они получили три 102/60 орудия ОСЗ_Виккерса. В конце апреля 1920 года власть перешла к большевикам. А канонерская лодка «Карс» с 9 мая 1920 года вошла в состав Красного флота Азербайджанской ССР. 14 мая 1920 года по Морским силам Каспийского моря был издан приказ, в котором говорилось: "...С целью не допустить возможности противнику в будущем снова воссоздать боевую силу на море и в корне обеспечить за нами господство на Каспийском море необходимо захватить в свои руки все находящиеся в Энзели плавучие средства".

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-6

Для участия в операции были выделены эсминцы "Карл Либкнехт" (под флагом комфлота Ф. Ф. Раскольникова), "Деятельный" и "Расторопный", тральщик "Володарский", канлодки "Карс" и "Ардаган", вспомогательные крейсеры "Роза Люксембург", "Советский Азербайджан" и "Австралия", несколько сторожевых катеров и транспорты с десантом моряков под командованием И. Кожанова.

Поняв, что сопротивление бесполезно, англичане прислали на эсминец "Карл Либкнехт" парламентера с просьбой прекратить боевые действия до получения инструкций от верховного комиссара Месопотамии. Им был дан срок два часа, после истечения этого времени генерал Чемпейн принял советский ультиматум. В 18.00 английские части' начали отходить в Решт, а в гавань Энзели вошли советские корабли.

Бросив все награбленное в России имущество, белые бежали через залив Мордаб, в глубь Персии. Трофеи оказались немалые: свыше 20 кораблей и судов, среди них вспомогательные крейсеры "Президент Крюгер", "Америка", "Европа", "Африка", "Азия", "Дмитрий Донской", "Слава", "Милютин", "Опыт" и "Меркурий", плавучая база торпедных катеров "Орленок" с четырьмя английскими торпедными катерами, авиатранспорт "Ольга" с четырьмя гидроаэропланами, более 50 орудий, 20 тысяч снарядов, 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, 500 тысяч пудов меди и многое другое.

Но главным результатом Энзелийской операции стало установившееся наконец свободное и безопасное мореплавание на Каспии.

Затем канонерские лодки воли в состав Морских сил Каспийского моря под именем «Ленин» и "Троцкий". Потом, в 1927-м году имя у бывшего "Ардагана" поменяли с "Троцкого" на "Красный Азербайджан" В 1927 году лодки прошли модернизацию.

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-7

Во время повторного капитального ремонта и модернизации в 1938—1939 годах "Красный Азербайджан" и "Ленин" снова перевооружили. На "Красном Азербайджане" установили три 100-мм орудия Б-24 (пишут, что два) и по два 45-мм орудия и 12,7-мм зенитные пулеметы. "Ленин" получил три 100-мм и по два 45-мм орудия и 12,7-мм зенитные пулеметы. На 1944 г. вооружение было: 3 – 100/51-мм Б-24 (пишут, что Б-24Б-м, но это ошибка. Орудие Б-24Б-м имело 56-калиберный ствол), 4 – 37-мм 70К; 2 – 12,7-мм Кольта, 2 — спаренных 12,7-мм Браунинга.

Четко тактический номер "12", это "Красный Азербайджан" четко  видны три  100/51 орудия Б-24 с коробчатыми щитами.
Четко тактический номер "12", это "Красный Азербайджан" четко видны три 100/51 орудия Б-24 с коробчатыми щитами.

Смотрим следующую серию канонерок:

"Бакинский рабочий", "Альтфатер" и "Маркин" Бортовые номера "13", "14" и "15"

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-9

Профиль этих кораблей показался мне очень знакомым... Да, это они, "минные крейсера", построенные на добровольные пожертвования. История этой аферы общеизвестна. На волне "портартурского патриотизма" были собраны достаточно большие суммы пожертвований на воссоздание флот, но большая часть этих денег ушла немцам.

"Да нет, же, это наши эсминцы, построенные в России!" Ну, как сказать "наши"... Формально, их строила фирма "Ланге и сын" в Риге, но фактически, это была сборочная площадка немецкой фирмы "Вулкан".

Восемь минных крейсеров типа «Украйна» были построены Штеттинским машиностроительным Акционерным обществом «Вулкан», под наблюдением конструкторов и наблюдателей завода и (и, даже большая часть рабочих были немцами) в Риге. Естественно, большая часть денег пошла немцам, ибо Рижская "верфь" была просто подставной конторой.

В 1904 году будущие канонерки были заложены на судоверфи завода "Ланге и сын" в Риге как минные крейсера «Украйна», «Войсковой» и «Трухменец».

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-10

"Бакинский рабочий" Бортовой номер "13".

До 15.06.1920 г. корабль звался "Украйна"; до августа 1920 г. - "Карл Маркс"; с 31.12.1922 г. - "Маркин"; с 25.03.1923 г. - "Украина"; с 29.02.1924 г. - "Бакинский рабочий".

Корабль участвовал в Моонзунде, в 1919 году переведен по Маринской системе на Каспий. 23 августа 1926 года переклассифицирован в канонерскую лодку. В 1931 году прошел капитальный ремонт.

Вооружение: 3 – 102/60-мм, 2 – 45/46 21К, 2 – 37-мм 70К; 2 – 12,7-мм ДШК, 2 – 12,7-мм спаренных Браунинг.

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-11

"Маркин" Бортовой номер "14".

С 1904 г. до 05.06.1920 г. - “Войсковой» ; до августа 1920 г. - "Фридрих Энгельс"; до 25.03.1923 г. - "Войсковой"; с 25.03.1923 г. по 1958 г. — "Маркин". Вооружение: 3 – 102/60-мм (ОСЗ-Виккерса), 2 – 21К, с 1944-го 45/68-мм 21КМ, 2 – 37-мм 70К; 2 – 12,7-мм ДШК, 2 – 12,7-мм спаренных Браунинг.

Возникает наивный вопрос: "А немцы-то тут при чем? Они ж до Каспия не дошли!"  Ну, дойти-то, они толком не дошли, но бурно готовились.-12

"Альтфатер "

До 15.06.1920 г. — "Туркменец Ставропольский", С 15 июня по 28 июля 1920 года — "Мирза Кучук", С 31 декабря 1922 года — "Альтфатер". с 4 мая 1945 года — "Советский Дагестан" После 1949 года — "3-ДОСААФ" . Вооружение: 3 – 102/60-мм (ОСЗ-Виккерса), 2 – 21К, с 1944-го 45/68-мм 21КМ, 2 – 37-мм 70К; 2 – 12,7-мм ДШК, 2 – 12,7-мм спаренных Браунинг.

Так по документам, но на отдельных фото фигурирует Б-24 без щита (возможны вариации).

В принципе, ядро флотилии состояло из кораблей примерно равных по параметрам. Что еще входило во флотилию? Об этом в следующей статье.