В прошлых заметках я писал, что процесс создания танка в Китае довольно сложен и беспорядочен так как нет конструкторского бюро в нашем понимании. Есть исследовательские отделы, институты и конструктора на заводах которые занимаются определёнными узлами и агрегатами. Те же кто смог сформировать концепцию нового танка (как например Хань Сюэхай который руководил разработкой танка 1224) не имели достаточно сил, знаний и средств для реализации полноценного проекта. Приходилось возвращаться к готовым и отработанным деталям и устройствам занимаясь их улучшением откладывая качественные скачки. Это и произошло с проектом 1224.
С середины 70ых китайские конструкторы старались уйти от советской конструкции и создать, что-то похожее на Леопард 2. Сделать это было не просто. Уровень технических знаний и возможностей был крайне ограничен. Поэтому проект 1224 им не удалось завершить и что 1223, что 1226 были половинными решениями где башня применялась классическая полусферическая литая. Но работы продолжались и параллельно принятию на вооружение Тип88 шли разработки катанно-сварной башни.
Тут возникает вопрос. А зачем вообще нужна катанно-сварная башня и почему она лучше литой со схожими габаритами? У Т-72 была литая башня которая имела полость для заполнения её композитным материалом. Почему не пойти тем же путем?
Первые танки с вращающимися башнями были как из литых конструкций так и собранные из броневых листов.
Литьё было крайне сложной задачей так как чем толще стенки тем больше шанса на неравномерность прочности металла, а то и вовсе на образование внутренних микро полостей с включением хрупких включений, что придавало абсолютно случайную прочность в случайном месте. К середине 40ых годов в советском союзе отлично освоили технологию литья крупных форм и эта технология продержалась до 90ых годов. На западе к ней прибегли лишь в 50ых годах с появлением танков М47 и продержалась она до 70ых. Имеется ввиду очень толстые литые детали, а не литьё вообще.
С применением катанной броневой стали, особенно со сверхвысокой прочностью, для создание конструкций есть проблемы.
Литьё не только облегчает производство детали, но и позволяет сделать её сложной формы, что так же сильно экономит вес.
А благодаря прокату и закалке такая сталь становится намного тверже и прочность её равномерна по всей площади стальной плиты. Но как из таких листов сделать башню, как сварить лист толстый и твердой стали? В начале танковой эры катанные закаленные листы имеющие не большую толщину скрепляли заклепками на стальном каркасе. При попадании снаряда в такую броню даже с учетом не пробития эти самые заклёпки отрывало и превращало в шрапнель. Немцы имели технологию изготовления самой прочной стали в мире и им приходилось использовать различные уловки для сбора из них корпусов и башен бронетехники. До какого-то момента это работало.
Еще одна проблема в самой закалке стали. Это на столько тонкая работа, что обычная сварка снижала прочность в местах сваривания. К тому же чем тверже сталь тем выше шанса её раскалывания даже без пробития брони. Т.е. тут достаточно много нюансов связанных и с химическим составом сплавов и с температурами закалки-отпуска-закалки. Литьё в данном случае сильно сокращало как требования к изготовлению так и к последующим работам с обработкой изделия.
Возвращаясь к проблеме сварки немцы для повышения прочности корпусов сваривали их шахматным или шипованным соединением. Но даже так на 100% от трещин в местах сварки не избавились. Причем трещины появлялись от нагрузок при перемещения машины.
Как было замечено выше из толстых листов металла сложно собрать компактную и лёгкую конструкцию. До 80ых годов советский метод изготовления башен был самым эффективным и по защите и по весу и по компактности, но с развитием пробивных возможностей снарядов это перестало играть роль. В конце 70ых - начале 80ых западные страны перешли на катанно-сварные башни, но стойкость их была не большой, зато потенциал с развитием наполнителя между броней только рос, а это было ключевым элементом против кумулятивных средств поражения которые были основным врагом танков того времени.
Советский союз этими работами активно занялся лишь в конце 80ых в первую очередь по причине колебания между двумя вариантами пути развития. Первый путь это катанно-сварные башни танков объект 187 (пятый и шестой прототип), второй это варианты либо с выносным орудием/необитаемым модулем(объекты 199 и 195 которые станут прообразами Т-14) либо с низким профилем башни где командир и наводчик сидят практически в корпусе (Объекты 477 и 640).
Не смотря на вышесказанные плюсы и минусы и кто какие способы применял по большей части производство башни это традиция конструкторской школы и возможностей промышленности и от этого отходили тогда когда старая конструкция сильно устаревала, а технологии улучшались. Эти скромные объяснения скорей нужны для понимания где застрял Китай и к чему он стремился.
Возвращаемся в Китай середины 70ых годов. Как было написано в заметке о 1224, башня у них была во первых макетом, во вторых даже расчетный вес конечного варианта был слишком высок и в третьих её ни один завод не мог изготовить.
Следующие попытки заключались в уменьшении башни и приданию её формы приближенной к традиционной. Разницы с защитой от кинетического снаряда было не много, но за счет полостей, с заполнением их чем-нибудь в будущем, давало значительный прирост стойкости от кумулятивных снарядов. Танк должен быть защищен в первую очередь от самых распространенных средств поражения. А это различные кумулятивные средства поражения.
Когда Китай пытался заработать на производстве новых танков в начале 80ых то от предложенных танков Тип79-II, а затем от нового Тип80 зарубежные заказчики отказывались в пользу экспортных Т-72(Советских и Югославских), иногда предпочитая более дешевые Тип69-II с возможностью модернизации их в виде установки динамической защиты. Самому Китаю нужно было в первую очередь массовость и переплачивать за сомнительные приобретения он не мог себе позволить. Тип88 вполне устраивал военных хотя и они хотели что-нибудь на подобие Т-72. В случае военного конфликта предполагалось использовать на них навесную динамическую защиту. А иностранным заказчикам предлагалась простая экранировка башен которая в Китае не получила распространения.
Китай решил удовлетворить пожелания заказчиков и приступил к разработки новой башни. Варианта было два. Развитие получил только второй образец.
Машину с другой башней называли Шторм (Storm). Информации по данному проекту ничтожно мало, а та что есть часто противоречива. Поэтому как и с танком 1223 попробуем реконструировать порядок появления.
Первые макеты были созданы в конце 80ых годов и необходимы они были для отработки формы башни в целях выбора оптимальной балансировки и установки внутреннего оборудования. Пушка в то время применялась 105 мм с увеличенной длиной ствола.
Из ключевых особенностей можно отметить широкие скулы башни. Эти скулы должны были иметь внутреннюю полость в которую можно было сверху устанавливать элементы композитных материалов и так же их менять.
Другой элемент это развитая корма башни которая с одной стороны необходима для сбалансирования большого веса фронтовой брони и массивной пушки, с другой стороны очень полезна для размещения различного оборудования которого становилось всё больше и больше.
Следующим этапом было изменение формы башни под советскую 125мм пушку и автомат заряжания. Для этого потребовалось расширить пагон башни. До уровня Т-72 расширить не удалось и поэтому немного изменили АЗ. Для работы всей системы пришлось сделать выпуклость на башне и задней части которой был установлен люк для выброса гильз.
Так же на фото выше вы можете видеть большие элементы модульной конструкции в скулах башни. Это особенность китайского школы танкостроения. В отличии от прошлой версии и версиях танков всего мира где изготавливалась башня с полостями и в него уже закладывалась начинка после чего она заваривалась сверху или спереди, а данной системе на башне есть полость в которую вваривают целый модуль.
В будущем форма башен будет меняться чаще чем модели танков, что будет вызывать большие проблемы с идентификацией машины, но это уже другая история.
Предисловие к запискам о железном драконе.
Несколько слов о названиях китайских танков.