В 1971 году Министерством гражданской авиации СССР принято решение об эксплуатации самолетов Як-40 в Белорусском УГА. В качестве базового аэропорта был выбран Могилев, который до этого эксплуатировал только легкие одномоторные поршневые самолеты. Тогда же группа могилевских летчиков отправилась на учебу в Кировоградскую ШВЛП.
Поставка самолетов планировалась к концу мая 1972 года. И даже было напечатано расписание, в котором могилевские Як-40 должны были начать полеты с 1 июня 1972 года. Но прибытие самолетов немного задержалось.
10 июня 1972 года в аэропорт Могилева поступил первый собственный самолет Як-40 СССР-87577, а 12 июня – второй – СССР-87576. Сначала на этих Як-40 производились тренировочные полеты. А через неделю был произведен первый рейс с пассажирами на борту.
Вот что об этом событии писала газета авиаторов Белоруссии «Западная Трасса» от 21 июня 1972 года:
Самолеты «Як-40», которые теперь постоянно базируются в Могилевском аэропорту, начали совершать регулярные рейсы. Первый полет реактивного пассажирского корабля был к берегу Черного моря. Группа воздушных путешественников, которая решила отдохнуть, осталась довольна.
Первыми командирами Як-40 в Могилеве были инструктор учебного подразделения Д. Силич и командир – инструктор Б. Хазеев.
10 июля 1972 года могилевскими авиаторами открыт рейс на Як-40 СССР-87589, поступивший в отряд с завода двумя днями ранее, в столицу Белорусской ССР – Минск. Газета «Вечерний Минск» от 11 июля 1972 по этому поводу писала:
Этот сияющий новизной небольшой, стремительных форм самолет в Минском аэропорту сразу привлек всеобщее внимание. О типе самолета не было необходимости спрашивать. На его светлом борту пламенели крупные буквы «Як-40».
14 сентября 1972 года в Могилев поступил четвертый Як-40 СССР-87809.
Приказом МГА от 27 декабря 1972 года в Могилевском ОАО сформирован 330-й летный отряд, в который вошли авиаэскадрильи самолетов Ан-2, Як-12 и Як-40.
8 февраля 1973года в Минский объединенный авиаотряд поступил Як-40 СССР-87834. Он был выполнен в варианте «салон» на 13 мест и предназначался для обслуживания ЦК Компартии БССР.
В 1974 году новые Як-40 стали поступать в Гомельский ОАО. В течение 1974 года с Саратовского авиазавода в Гомель поступило три машины: 87442, 87470 и 87478. Их поставили на рейсы в Минск, Симферополь, а также на рейс Гомель – Мозырь – Москва (Быково). Рейс предназначался в основном для связи Мозыря с Москвой. На прямых рейсах Гомель – Москва продолжали работать более вместительные Ан-24. Як-40 проработали в Гомеле три года, в 1977 году ради унификации флота в ГОАО оставили только Ан-24, а три Як-40 передали в Могилев.
Максимальное количество Як-40 – 21 самолет – было в Могилеве в 1978 – 1980 гг. Всего же через 330-й отряд прошло 24 самолета этого типа.
Во второй половине восьмидесятых годов количество Як-40 в МОАО стало постепенно уменьшаться. В 1987 году ИВПП могилевского аэропорта удлинили до 2566 м, что позволило принимать самолеты типа Ту-134. С июня 1987 года из Могилева начинают выполняться регулярные пассажирские рейсы на самолетах Ту-134 в Москву, Сочи и Симферополь. В мае 1987 года могилевские авиаторы взяли в аренду у Гомельского ОАО три самолета Ан-24Б: 46250, 46304 и 46375. Ан-24 имели большую коммерческую загрузку по сравнению с Як-40. Поэтому их поставили на наиболее загруженные направления: в Москву, Донецк, Киев, Нальчик, Симферополь. По состоянию на 1 января 1988 года в МОАО осталось всего 7 самолетов Як-40. Это же количество оставалось в Могилеве вплоть до окончания Советской эпохи.
Справочные данные:
Список Як-40, когда-либо работавших в 105-м ло Гомельского ОАО:
87442, 87470, 87478.
Список Як-40, когда-либо работавших в 353-м ло Минского ОАО:
87834, 88202.
Список Як-40, когда-либо работавших в 330-м ло Могилевского ОАО:
87576, 87577, 87589, 87809, 87658, 87273, 87289, 87320, 87393, 87419, 87442, 87445, 87470, 87478, 87487, 87330, 87508, 87538, 88151, 88161, 88174, 87937, 87961.
Хронология открытия рейсов на Як-40 105-го ло из Гомеля:
Куйбышев через Саратов 1975 – 1977
Ленинград (Ржевка) 1975 – 1977
Минск 1974 – 1977
Москва (Быково) через Мозырь 1976 – 1977
Симферополь 1974 – 1977
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Могилева:
Анапа через Кривой Рог 1980 – 1982, 1984 – 1986
Анапа через Кривой Рог, Жданов 1983
Архангельск через Ленинград 1980
Архангельск через Ленинград, Петрозаводск 1981
Брест через Минск 1977 – 1982
Горький через Калугу 1980
Днепропетровск 1977
Калининград через Минск 1990
Киев (Жуляны) 1974 – 1976
Краснодар через Харьков, Жданов 1978 – 1982
Краснодар через Харьков, Ростов на Дону 1983 – 1986
Краснодар через Харьков 1987, 1988
Куйбышев через Гомель, Воронеж 1977 – 1982
Ленинград через Витебск 1973, 1976
Ленинград 1981
Минеральные Воды через Донецк 1976 – 1983
Минск 1972, 1974, 1976 – 1979, 1983 – 1991
Москва (Быково) 1973 – 1988
Мурманск через Ленинград, Петрозаводск 1978
Нальчик через Донецк 1984 – 1986
Одесса 1973, 1974
Рига через Вильнюс 1978 – 1986
Ростов на Дону через Донецк 1991
Саратов через Гомель 1978
Симферополь через Одессу 1973 – 1987
Симферополь через Киев 1976 – 1987
Сочи через Одессу 1972 – 1974
Сочи через Днепропетровск 1975 – 1987
Усинск через Вологду, Сыктывкар (вахта) 1985, 1986, 1990, 1991
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Бреста:
Ленинград через Минск 1979
Харьков 1978 – 1982
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Витебска:
Минск 1974 – 1980
Москва (Быково) 1975, 1976
Одесса 1978
Симферополь через Одессу 1974 – 1985
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Минска:
Витебск 1974 – 1980
Калининград 1972
Ленинград 1972
Мозырь 1983
Новгород 1972
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Мозыря:
Минск 1983
Могилев через Минск 1990
Москва (Быково) 1975 – 1988
Хронология открытия рейсов на Як-40 330-го ло из Калининграда:
Ростов на Дону через Могилев, Харьков 1974 – 1980
Предыдущие статьи о Як-40:
Як-40 в Тюменском управлении гражданской авиации
Як-40 в Украинском управлении гражданской авиации
Спасибо за внимание!