Возможность внедрить хотя бы зачатки народовластия в 1960-е была безнадежно упущена. Не имевший никаких прав на управление "народной страной" советский народ медленно накапливал отрицательную энергию, которая прорвалась в 1990-е.
1960-е годы стали последними периодом, в течение которого СССР мог осуществить реформу подлинного народоуправления, и в теории она должна была частично самортизировать недовольство населения. Но сделано этого не было, и страна покатилась дальше к своему закономерному финалу. Советская Конституция являлась чисто декларативным документом, не имевшим отношения к реальности. Неслучайно одна из диссидентских групп в СССР требовала всего лишь соблюдения Конституции СССР, включая свободу слова и собраний, но за это ее участники оказывались за решеткой. Данным документом подразумевалась модель относительно демократического государства. Народ избирал так называемые советы разных уровней, от районных и городских до республиканских и общесоюзных, которые, в свою очередь, формировали исполнительные органы власти - от райисполкомов до ЦК КПСС. Эти советы должны были обсуждать различные проблемы в жизни как отдельного региона, так и всей страны, чтобы формировать законы, которые исполнительная власть обязана была соблюдать. Система не подразумевала прямых выборов, к примеру, главы города или республики и уж тем более страны, но косвенно народ должен был в этом участвовать. В реальности, ничего подобного не было.
Выборы в СССР в любой совет почти всегда (за исключением последних горбачевских лет жизни страны) проводились с участием одного заранее отобранного в партийном аппарате кандидата, за которого отдавалось подавляющее большинство голосов. Ни единого случая неизбрания этого одного кандидата зафиксировано не было. Сегодня это кажется чем-то диким - многие современные россияне даже не верят в такие выборы и искренне считают рассказы о них поклёпом на историю славной страны. В реальности, кандидат был один, и против его фамилии просто нужно было поставить галочку, придя на выборный участок, чтобы потом купить продающиеся здесь же сосиски или конфеты. Выбранный таким образом депутат не принимал никакого участия в реальном управлении. Хотя Советский Союз и называли государством народным, сам народ никак не мог влиять на решения власти.
После смерти единолично правящего Сталина, существовала небольшая группа в 20-30 человек в верхушке партаппарата, которая и формировала основные решения. Причём внутри этой группы были свои небольшие подгруппы влияния, которые вели подковёрные битвы за те или иные решения. К примеру, "брежневцы" и "шелепинцы". Что же касается разного рода советов, начиная от Верховного Совета СССР и заканчивая всевозможными районными советами, то они выполняли чисто церемониальную функцию и должны были единогласно голосовать за те решения, которые спускались сверху. Избираемый в Верховный Совет какой-нибудь рабочий или знатная ткачиха требовались для пропаганды народовластия. В реальности, они просто сидели на заседаниях с умным видом и поднимали руку "за", когда это требовалось. Иногда им писали речи, с которыми они выступали, выражая полную поддержку всем решением партии и правительства. До 1988 года не было ни единого случая, когда бы в Верховным совете или в советах иных уровней высказывались какие-либо мнения, противоречащие тем директивным решением, что были уже заранее заготовлены.
Такие же группы влияния формировались и в каждом регионе. Безраздельными хозяевами союзных республик были первые секретари и несколько их приближённых, которые принимали все основные решения по жизни в этой республике (не входившие в компетенцию центральной власти из Москвы). В масштабах области эти решения уже шли от первого секретаря обкома, и так вплоть до райкомов. Видимость же народовластие выполняли те самые советы. За всё время существования СССР за вычетом последних лет в стране не было проведено ни единого референдума - власти никогда не интересовались мнением народа ни по какому вопросу. Часто одними руководителями принимались авантюрные решения (кукурузная эпопея, совнархозы), получавшие "всеобщее народное одобрение", которые отменялись другими руководителями, как неправильные. И опять под всеобщее одобрение советов всех уровней. Их можно было легко заменить куклами, поднимающими с помощью веревочек руки вверх во время голосования, и эффект был бы таким же.
Настоящие страсти кипели на стадии подготовки решений Политбюро. Вот здесь шел реальный обмен мнениями, звучали настоящие цифры, использовалась подлинная статистика, включая строго секретные данные КГБ. На разных рабочих группах и совещаниях анализировались те или иные проблемы, предлагалось строить заводы, метро. прокладывать БАМ, увеличивать расходы на армию и т.д. Именно здесь, а не там, где все это должно было быть по Конституции - в советском парламенте. Уже принятое Политбюро решение получало полный "одобрямс" и не подлежало никаким обсуждениям.
Хотя Советский Союз назывался государством рабочих и крестьян, ни тех ни других во власть не допускали. В ленинской гвардии большевиков рабочих не было вообще, потом – чисто условные. Для того, чтобы проникнуть в номенклатуру, нужно было начинать с низов аппарата каким-нибудь инструктором райкома или облисполкома. Есть человек показывал себя с хорошей стороны, проявлял способность быстро решать те или иные задачи и красиво рапортовать, его могли двигать дальше. В сталинские времена карьеры делались мгновенно, поскольку значительное количество чиновников отправлялось в расход, а вот во второй половине 1960-х стремительное продвижение наверх замедлялось, поскольку Брежнев был за стабильность кадров. Чиновник должен был пройти все стадии райкомов, обкомов, республиканских комитетов, пока не оказывался в Москве и не начинал своё последнее восхождение в ареопаг власти. Брежнев, Хрущёв и некоторые другие лидеры гордились своим рабочим происхождением, но в своей жизни они работали очень мало - не более нескольких лет. Всё остальное время они посвятили сидению на разного рода стульях в кабинетах.
Страной управляла номенклатура, отдельные представители которой, конечно, могли пострадать, потерять свою власть, даже оказаться в тюрьме или быть расстрелянными, но целиком она была неуязвима. У этой номенклатуры текла отдельная от советского народа жизнь. Отдельные дачи и квартиры в особых спецдомах, отдельная медицинское обслуживание, отдельное снабжение через спецмагазины. Конечно, с уровнем роскоши, который воцарился для властимущих после 1991 года, это несравнимо, но по тем временам данные привилегии выглядели более чем достойно. Номенклатура заботилась о том, чтобы её положение было прочным, немалые силы и средства расходовались на идеологию. Советским людям доказывали, что они живут в самом справедливом обществе, снимая массу агитационных фильмов, выпуская книги и телепередачи. Любопытно, что в те времена данные агитки воспринимали со смехом на фоне отсутствия в магазинах туалетной бумаги, колбасы и гвоздей, зато теперь их чтят, как хроникальные, и приводят в качестве подтверждения величия страны.
Поскольку население никакой властью не обладало, с годами в нём накапливалась негативная энергия. Будь советское руководство более прозорливым, оно бы внедрило хоть какие-то действительно демократические институты, которые помогли бы самортизировать недовольство советских граждан. Но партноменклатура справедливо опасалась, что даже малейшие либеральные послабления могут привести к развалу страны и к потере власти, поэтому не шла ни на какие уступки. Вся жизнь СССР управлялась из центра, и лишь в колхозах сохранялось какое-то подобие демократии, так как там избирали председателей прямым голосованием колхозников. Но и здесь из райкомов приходили тысячи директив, вплоть до того, когда начинает сеять, что сеять, и с какими лозунгами выходить на уборочные кампанию.
Могла ли тоталитарная советская система действительно сочетаться с подлинным народовластием? Это вопрос очень спорный, а история, как известно, сослагательного наклонения не терпит. Существует мнение о том, что любые либеральные шаги неминуемо развалили бы государство, основанное исключительно на подавление и запретах, - именно к этому и привела перестройка. А кто-то считает, что могла произойти амортизация по китайскому сценарию.