Одним из самых значительных специалистов по военной истории России того времени был начальник кафедры истории русского военного искусства Академии Генштаба, профессор, генерал-майор Дмитрий Федорович Масловский (1848 – 1894), который принадлежал к так называемой «отечественной школе» исторической науки. Масловский много сделал для пропаганды русского военного наследия, в то же время, полемизируя с «западниками», был склонен к тенденциозным оценкам вклада иностранцев в военную историю России в XVIII веке и часто выступал с позиций национализма.
Его крупнейшие труды, «Русская армия в Семилетнюю войну» и «Записки по истории военного искусства в России 1683-1794 годов» являются до сих пор непревзойденными по охвату материала, причем, не только в России, но и в немецкоязычных странах.
По мнению Масловского, основная причина некомплекта в действующей армии того периода состояла в том, что зачастую армия ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ СОВСЕМ НЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ. Выражаясь официальным языком, «при гражданских исправлениях к воинскому делу не относящихся».
Перечень нарядов, где были войска: 1) «в полицейском патрулировании», 2) «у корчемных сборов», 3) «у соляных дел», 4) «портовых и таможенных караулов», 5) «ссыску воров», 6) «усмирения крестьян», 7) «препровождении рекрут», 8) «разных следственных комиссий», 9) «заставах для поимки беспаспортных», 10) «в штатских судебных местах», 11) «целый полк людей для межевания земли» (Навагинский), 12) «в Сыскном приказе», 13) «в конвоировании людей к армии», 14) «для покупки армии провианта и фуража», 15) отвод в артиллерию лошадей», 16) «для конвоирования из местной канцелярии разной медной монеты», 17) «у крепостных работ».
Как видно, помимо основного предназначения (защита суверенитета государства), армии почему-то предлагалось решать совсем иные, подчас, просто хозяйственные, задачи. А иногда – выполнять и полицейские функции. Кроме того, в армии числились люди, которые вообще уже не могли решать вообще никакие задачи:
«Сверх того, во всех гарнизонных полках, за выбором пред сим в Обсервационный корпус, большею частью остались из отставных от полевой службы и по старости лет, а иные, за увечьем, и в службе только в легкие полковые караулы употребляются, а некоторые из них уповательно есть и такие, что только звание солдата несут, а ни к какому делу не способны» .