Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Система альтернативной коммуникации, для детей со сложностями развития.

Альтернативная система коммуникации, вещь не плохая, а в некоторых случаях жизненно необходимая. Представьте ситуацию. Ребенок страдает выраженным недугом, мешающим формированию активной речи. Логопеды работают, над речевой моторикой, и пониманием словесных конструкций, но динамика минимальна, а малыш продолжает взрослеть. Истерики непонимания усиливаются, но родители боятся применять способы альтернативной речи, считая, что таким образом малыш совершенно утратит потребность в устном разговоре.

Я не согласна с данным утверждением. Речь-закономерный процесс развития. Имея возможность говорить человек говорить будет. Так устроена сущность его природы. Когда утраченные, или пораженные функции будут восстановлены, и ребенок получит возможность приступить к коммуникации, он сделает это органично и осознанно. Система альтернативного общения, вместо того чтобы затормозить напротив увеличит пассивный набор слов и фраз, сформировав благополучную почву, для развития речи.

А вот в противном случае ребенок, ушедший в свою реальность и не имеющий никакой возможности выразить свои мысли и установить контакт с окружающей действительностью, норовит скатиться в умственную отсталость куда быстрее.

Когда стоит применять альтернативные методики? На самом деле ограничений для подобного вида общения нет никакого. Первые карточки показывают ребенка в 1 год, когда он только научился показывать пальцем предмет на картинке. Запуск речи происходит в 2х направлениях: расширение пассивного-мысленного словаря, формирующего объем и смысловую нагрузку будущей речи и работа над моторными проблемами речевого аппарата. Одна часть невозможна без другой, только отлаженный механизм двух систем позволяет запустить речевое развитие, привязать произносимое слово к предмету или действию.

Сегодня расскажу Вам о системе с карточками. Пришла она к нам из западных методик и называется ПЕКС система. В основе коммуникации картинки с предметами, действиями признаками. Сначала ребенка обучают показывать предмет на картинке, в тяжелых случаях используют фотографии реальных вещей. Затем вводят действия и абстракции. Таким образом малыши могут объяснить и донести свои желания.

Приготовила Вам фото подобных карточек для завтрака. Папа сделал их для своей дочки, которую было очень трудно накормить. При помощи рисунков и магнитов на холодильник. Механизм сработал, ребенок смог выбрать необходимые ему продукты.

Фото из личного архива.
Фото из личного архива.

Из карточек можно выстраивать целые предложения. Дай мне синий мяч. Предмет, признак и глагол в наличии. По сути, в голове у малыша пассивная коммуникация достигает построения предложения, при отсутствии активной речи. Это замечательная и важная ступень в будущем общении. Такого ребенка куда проще обучить писать, слышать и выражать свои мысли.

Хороша данная система у людей после инсульта или черепномозговых травм, с амнестической афазией. Когда человек забывает название слова, действия или признака, и пытается подобрать к нему синоним или описать его. На начальном этапе построения речевой конструкции, таким пациентам внедряют зрительный образ как альтернативную тренировку памяти.

В общем я сторонник данной методики, особенно когда возраст ребенка подходит к 5 годам, своя речь так и не появилась, и в связи с тяжестью недуга на вызов ее на данном сроке уйдет не менее года.

А Вы применяли подобные методы, и каких успехов удалось достичь?

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.