Альтернативная система коммуникации, вещь не плохая, а в некоторых случаях жизненно необходимая. Представьте ситуацию. Ребенок страдает выраженным недугом, мешающим формированию активной речи. Логопеды работают, над речевой моторикой, и пониманием словесных конструкций, но динамика минимальна, а малыш продолжает взрослеть. Истерики непонимания усиливаются, но родители боятся применять способы альтернативной речи, считая, что таким образом малыш совершенно утратит потребность в устном разговоре.
Я не согласна с данным утверждением. Речь-закономерный процесс развития. Имея возможность говорить человек говорить будет. Так устроена сущность его природы. Когда утраченные, или пораженные функции будут восстановлены, и ребенок получит возможность приступить к коммуникации, он сделает это органично и осознанно. Система альтернативного общения, вместо того чтобы затормозить напротив увеличит пассивный набор слов и фраз, сформировав благополучную почву, для развития речи.
А вот в противном случае ребенок, ушедший в свою реальность и не имеющий никакой возможности выразить свои мысли и установить контакт с окружающей действительностью, норовит скатиться в умственную отсталость куда быстрее.
Когда стоит применять альтернативные методики? На самом деле ограничений для подобного вида общения нет никакого. Первые карточки показывают ребенка в 1 год, когда он только научился показывать пальцем предмет на картинке. Запуск речи происходит в 2х направлениях: расширение пассивного-мысленного словаря, формирующего объем и смысловую нагрузку будущей речи и работа над моторными проблемами речевого аппарата. Одна часть невозможна без другой, только отлаженный механизм двух систем позволяет запустить речевое развитие, привязать произносимое слово к предмету или действию.
Сегодня расскажу Вам о системе с карточками. Пришла она к нам из западных методик и называется ПЕКС система. В основе коммуникации картинки с предметами, действиями признаками. Сначала ребенка обучают показывать предмет на картинке, в тяжелых случаях используют фотографии реальных вещей. Затем вводят действия и абстракции. Таким образом малыши могут объяснить и донести свои желания.
Приготовила Вам фото подобных карточек для завтрака. Папа сделал их для своей дочки, которую было очень трудно накормить. При помощи рисунков и магнитов на холодильник. Механизм сработал, ребенок смог выбрать необходимые ему продукты.
Из карточек можно выстраивать целые предложения. Дай мне синий мяч. Предмет, признак и глагол в наличии. По сути, в голове у малыша пассивная коммуникация достигает построения предложения, при отсутствии активной речи. Это замечательная и важная ступень в будущем общении. Такого ребенка куда проще обучить писать, слышать и выражать свои мысли.
Хороша данная система у людей после инсульта или черепномозговых травм, с амнестической афазией. Когда человек забывает название слова, действия или признака, и пытается подобрать к нему синоним или описать его. На начальном этапе построения речевой конструкции, таким пациентам внедряют зрительный образ как альтернативную тренировку памяти.
В общем я сторонник данной методики, особенно когда возраст ребенка подходит к 5 годам, своя речь так и не появилась, и в связи с тяжестью недуга на вызов ее на данном сроке уйдет не менее года.
А Вы применяли подобные методы, и каких успехов удалось достичь?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки буду Вам очень признательна.