Балет давно стал визитной карточкой русского искусства во всем мире. Начавшись с отдельного представления на Масленицу при дворе царя Алексея Михайловича в 1672 году, балет в России стал постепенно развиваться и превратился в ведущего представителя этого жанра в мире.
Постепенно балет в России стал так популярен, что когда в Петербургском районе Семенцы, появились шесть параллельных улиц: Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская и Бронницкая, то для запоминания порядка улиц, в народе появилось такое правило, созданное по первым буквам названий улиц: Разве Можно Верить Пустым Словам Балерины.
В центральном выставочном зале "Манеж" началась масштабная выставка "Первая позиция. Русский балет".
Данный проект рассказывает историю создания и развития балета в России. Показаны истории о великих балетмейстерах, композиторах и танцовщиках, которые стали мировыми легендами. Представлены истории великих произведений, уникальные исторические костюмы. На примерах балетной пачки, показано как менялись стандарты внешности балерин. Всего более 1000 предметов собрала эта выставка, своими коллекциями поделились десятки музеев.
В начальном этапе выставки показано появление балета в России. Появился он в первые на Масленицу 16 февраля 1672 года в спектакле "Орфей и Эвридика". Здесь мы видим инсталляцию -реконструкцию сцены из спектакля, где на первом плане певчие и музыканты, а на заднем Орфей и дикари.
После этого начался этап Императорского балета. В этот период произошло становление и укрепление русского балета. Сначала он развивается в европейском стиле, принимая те законы которые были в Европе в то время, но со временем формируется русская школа и под ее влиянием становится великим Русским балетом.
Портрет дворового мальчика Якимова Ивана, дворового мальчика, воспитанника графа Шереметьева, участника балетных театральных постановок в Кусковском театре. Иван изображен в костюме Амура.
Портрет братьев Колосовых на фоне села Спасское. Н. Д. Куртейль, 1819 год. Братья Сергей и Петр, незаконно рожденные дети балерины Екатерины Колосовой и князя Н. Юсупова. Балерина скончалась в возрасте 22-х лет.
Балерина А.И. Истомина в роли Флоры. Балет "Зефир и Флора", Большой Каменный театр, 1820-е годы, неизвестный автор.
Балерина Авдотья Истомина являлась одной из самых талантливых учениц балетмейстера Дидло. Стала первой отечественной балериной, сделавшей несколько шагов в пуантах.
С ней были знакомы многие писатели, среди которых был Пушкин, который очень ее ценил. Он воспел ее в "Евгении Онегине". В первой главе описано посещение Онегиным театра, на сцене которого танцевала Авдотья Истомина:
"Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет."
Портрет танцовщицы Екатерины Александровны Телешовой, 1828 год, О. А. Кипренский.
Телешова была любимой ученицей знаменитого балетмейстера Дидло.
Платье парадное придворное, Париж, XIX век, бархат, щелк, металлическая нить, атлас, жемчуг, Ч.Ф. Ворт
Мундир (с аксельбантом) лейб-гвардии гусарского Его Величества полка, принадлежащего Николаю II
Балетное платье и балетные туфли Матильды Ксешинской для занятия в балетной школе.
Дамский зонтик, Россия XX век, веер, Франция , вторая половина XIX века, табакерка, XIX век, ножницы, Россия, 1920-е, мушечница, Западная Европа, XIX век, коробочка туалетная, Франция XIX век.
Инсталляция реконструкция 2-й картины 1 акта из балета Лебединое озеро 1895 года на сцене Мариинского театра (хореография М.Патипа и Л. Иванова).
На этой инсталляции мы видим сцену, в которой при появлении охотников лебеди отступают, молодые люди прицеливаются в лебедей, появляется принц и тоже собирается стрелять. Но в это время развалины освещаются волшебным светом и появляется Одетта, умоляющая о пощаде. Зигфрид, пораженный ее красотой запрещает товарищам стрелять. Она выражает благодарность и рассказывает, что она принцесса Одетта, и подвластные ей девушки - жертвы злого гения, околдовавшего их и они вынуждены днем принимать образ лебедей и только ночью могут сохранить свой человеческий облик среди этих развалин.
Примечательна эта сцена тем что с 1933 года ее больше нет в поставное балета. Принц охотится один, и встреча Зигфрида и Одетты происходит наедине.
Одним из главных популяризаторов русского искусства в Европе стал великий антрепренер Сергей Павлович Дягилев. Благодаря его проекту Ballets Russes весь мир заговорил о русском балете. Знаменитое требование Дягилева к художниками: "Удиви меня", сделало его проекты уникальными и революционными в творческом плане. Хореографы, художники, танцовщики стали мировыми именами в балете. А части его труппы в дальнейшем стали основоположниками ведущих школ: Американский балетный театр, Школа американского балета, Королевская школа танцев в Лондоне, Национальный балет Канады, Балет Сан-Франциско и Школа балета и многих других.
Плакат к первым гастролям антрепризы С.П. Дягилева, с изображением А.П. Павловой в образе Сильфиды. 1909. В. А. Серов
Плакат с изображением Т. П. Карсавиной в балете "Видение Розы" на музыку К. М. Вебера. Постановщик М.М. Фокин, 1911 год.
Старинная икона из фондов Владимиро-Суздальского музея "Благовещение" XVI век. Дерево, Левкас, Темпера.
На иконе присутствует редкая деталь иконописи: изображены три лебедя у источника, в виде фонтана. А лебедь стал символом Русского балета.
П. Шойрих. Е.Э. Бибер в партии Кьярины в балете "Карнавал" на музыку Р. Шумана. Мейсенская мануфактура. 1913.
Головной убор (Кокошник), балет "Жар-Птица", 1921, А.Я. Головин, щелк, жемчуг искусственный, роспись
Женский головной убор. Балет "Жар-птица", А.Я. Головин, 1921
Сапожок женский. Россия, первая половина XIX века, Кожа, щелк, нити золотые
Эпоха Советского балет, начавшаяся в 1917 году, неразрывно связана с событиями происходящими в стране. В этот период происходили различные эксперименты, переосмысление классических балетных сюжетов, период драмбалета и возобновление гастролей, когда миру был снова показан русский балет.
Эскиз костюма Звезды. Балет "Красный вихрь"("Большевики") 1924. Л.Т. Чупятов
Эскизы декораций балета "Красный вихрь" ("Большевики") Л.Т. Чупятов
З.Е. Серебрякова. Балетная уборная. Балет П,И. Чайковский. Лебединое озеро", 1924
З.Е. Серебрякова. "Девочки-Сильфиды"(Балет "Шопениана"). 1924 год.
Е.Г. Шегаль, Портрет М.М. Плисецкой в роли Кармен. 1969.
Инсталляция, показывающая события августа 1991 года, когда по советским каналам показывали "Лебединое озеро"
Флакон из-под французского цветочного одеколона "Жасмин", Москва, Фирма "Брокар и К", конец XIX века, Флакон от парфюмерной воды "Bey-Rhom", конец XIX века, Флакон стеклянный из-под духов "Герань", с этикеткой "Geranium", конец XIX века
Цилиндр Чайковского. Париж, салон головных уборов "Rene Pineau", XIX век
Домашние туфли. Ручная работа Н.В. Поповой, двоюродной сестры П.И. Чайковского
Плакат к балету "Лебединое озеро". Ленинградский государственный академический Малый театр оперы и балета
А.А. Ахмадулина. Костюм - посвящение Майе Плисецкой "Черный лебедь" 2015