Найти тему
Абзац

Сталина на нас нет: почему споры о вожде бессмысленны

Автор Владимир Тихомиров

Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва
Фото: Кирилл Зыков / АГН Москва

В свежем опросе ВЦИОМ Иосиф Виссарионович вошёл в тройку самых выдающихся россиян после Пушкина и Петра Первого. Коллективный Гозман, прочитав это, плачет о «рабском менталитете».

Но давайте предположим, что большинство россиян действительно настолько хорошо относятся к умершему 5 марта ровно 70 лет назад генсеку, что хотели бы его возвращения во власть. О чём это говорит?

В день смерти Сталина Солженицын написал стихотворение, в котором назвал его «единственным, кого я ненавидел». Хотелось всегда спросить: а Берию? Всесильного палача Абакумова? Наркома Ежова? Может быть, создатель ВЧК-ОГПУ Дзержинский вызывал у вас тёплые чувства?

Сваливать все преступления и ошибки эпохи на одного человека простительно простому гражданину. А для писателя – бесстыдное лукавство.

Не Сталин ради цифр отбирал у крестьян последний кусок хлеба и сажал за «три колоска». Не Сталин отбивал почки в НКВД, потому что по закону признание было «царицей доказательств». Ну и, как известно, не Сталин написал четыре миллиона доносов.

Советские граждане имели дело с обычной местной властью, Сталин же был портретом в газете. И он давал чувство защищённости. Сталину можно было жаловаться на произвол.

А в наше время где найти управу на местных князьков? Вот и приходит людям на ум простое: при Сталине такого не было.

На днях в Государственной думе озвучили цифру: более 200 прямых поручений президента проигнорировано чиновниками. Именно это отношение «элитки» рождает народную тоску.

Не помню, кто из философов сформулировал парадигму ХХ века: чем дальше от Сталина – тем ближе к Гитлеру. И точно – посмотрите на Прибалтику. Из всего множества вариантов они выбрали реставрацию душного провинциального нацизма. Объявив программу «декоммунизации», достали чёрные мундиры дедов, стряхнули с них пепел жертв концлагерей. Затем переписали историю, чтобы пособников нацистов превратить в победителей.

Наверное, нам нужно ещё лет семьдесят, чтобы выбраться из этой проклятой парадигмы. А что касается споров о личности человека, умершего 70 лет назад, то есть, по меркам современного мира, во времена доисторические, они давно уже стали как хобби. Аргументы сторон хорошо известны. Ничего нового в этих спорах родить невозможно.

Но можно радоваться, что сама жизнь обесценила стереотипы о примате индустриализации перед человеческой жизнью. Сегодня Россия тоже прокладывает магистрали, строит новые мосты и города, открывает заводы и фабрики, но уже без репрессий, крови и рабского труда. И это, наверное, самое главное.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.