“Братья мои! Имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица. Ибо если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в убогой одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «Тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «Ты стань там или садись здесь, у ног моих», — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братья мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал «не прелюбодействуй», сказал и «не убей»; поэтому если ты не прелюбодействуешь, но убьёшь, то ты также преступник закона. Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость торжествует над судом” (Иак. 2:1-13).
Члены Божьей семьи должны жить согласно тому, во что, по их словам, они верят. Чтобы показать христианам взаимосвязь между их жизнью и их верой, Иаков предлагает тест. Он изображает двух посетителей, пришедших на богослужение. Он просит читателей понаблюдать, как отнесутся к каждому из них. То, как мы ведем себя с другими людьми, даже с теми, которых не знаем, показывает, во что мы верим в плане Бога. Мы не можем отделять взаимоотношения между людьми от общения с Отцом. Иоанн лаконично говорит: “Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” (1 Ин. 4:20).
УВЕЩЕВАНИЕ
Урок Иакова начинается с увещевания: “Братья мои! Имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица” (Иак. 2:1). В соответствии с повелительным характером послания эти слова нужно читать как приказ. В Современном Переводе говорится: “Братья мои, не сочетайте веру в нашего славного Господа Иисуса Христа с лицеприятием”. Филлипс так интерпретирует их: “Никогда не пытайтесь, братья мои, сочетать веру в нашего славного Господа Иисуса со снобизмом”.
Все в последующих нескольких стихах конкретизирует это повеление.
ПРИМЕР
В стихах 2-4 приводятся своего рода этические принципы для дежурных по залу на христианском собрании. Можно с уверенностью предположить, что на собрания ранних христиан приходили посетители. Иаков, возможно, сам был свидетелем такого отношения, о котором пишет.
Иаков не говорит и это не имеет никакого значения, были ли те посетители христианами или не христианами. В обоих случаях это отношение было неправильным.
Но Иаков все же кое-что говорит о богатом человеке. Он был с золотым перстнем и в роскошной одежде (ст. 2), которая, по-видимому, указывала на то, что он был аристократом или чиновником. Помимо того, что он был богат, он, вероятно, был еще и влиятелен.
Что думали эти введенные в заблуждение братья? Что хорошая одежда есть знак хороших людей, а убогая одежда отражает сущность тех, кто в нее одет? Что богатство свидетельствует о достоинстве человека? Кому и как вообще могло прийти в голову, что “кастовая система” будет приемлема для Иисуса?
Прежде чем слишком сурово судить тех христиан первого века, давайте спросим у самих себя, не виновны ли и мы в схожих мыслях и поступках. Как мы реагируем на внезапный приход на наше собрание тех, кого мы бы посчитали нежеланными гостями? Как мы относимся к любому посетителю наших собраний? Несколько лет назад Дик Марцеар написал статью для информационного листка общины под названием “Как вы считаете, какую оценку получили бы мы?” Это статья содержала поразительные данные и выводы.
Один человек за восемнадцать воскресений посетил восемнадцать различных церквей, желая выяснить, какие эти церкви на самом деле. В статье, которая повествовала об этой истории, были приведены слова того человека: “Я садился впереди. После службы я медленно проходил к заднему ряду, затем возвращался назад к переднему и снова выходил в фойе по другому проходу. Я улыбался. Я был опрятно одет. Я просил кого-нибудь показать мне, как пройти в определенное место — в зал для общения, в кабинет проповедника, и т.д. Я оставался пить кофе, если его подавали. Прием, который мне оказывали, я оценил по разработанной мной шкале”.
Вот его шкала:
10 — за улыбку со стороны какого-нибудь прихожанина
10 — за приветствие со стороны сидящего рядом
100 — за обмен именами
200 — за приглашение прийти еще раз
1000 — за представление другому прихожанину
2000 — за приглашение познакомиться с проповедником
Вам интересно узнать, что он обнаружил? Одиннадцать из восемнадцати церквей набрали меньше ста баллов, а пять набрали менее двадцати. Его вывод: “Учение может быть основанным на Библии, песнопение вдохновляющим, проповедь воодушевляющей, но когда гость не находит никого, кто заинтересовался бы его присутствием, вряд ли он снова придет в ту церковь”.
Как вы думаете, какую оценку получили бы мы? Это так важно, чтобы каждый из нас старался дать нашим гостям почувствовать, что им рады, что их ценят и что они желанны. В это воскресенье сделайте над собой усилие и поговорите с теми, кого вы не знаете.
Не огорчился бы Иаков из-за нас, как он огорчился из-за христиан первого столетия, которые проявляли лицеприятие?
Демонстрация лицеприятия является свидетельством того, что мы не применяем свою веру на практике. Иисус, по Чьим стопам мы должны идти, не проявлял лицеприятия. Вам никогда не приходило в голову, что фарисеи приняли бы Иисуса, если бы Он отвечал им так, как, по их мнению, они того заслуживали. Иисус не придавал значения внешности, но смотрел внутрь, на сердце. Даже фарисеи признали это в Нем, когда сказали: “...Ты справедлив, и истинно пути Божьему учишь, и не заботишься об угождении кому- либо, ибо не смотришь ни на какое лицо” (Мф. 22:16). Точно так же на Иисуса не производило впечатления ни положение в обществе, ни богатство. Его больше растрогала бедная вдова, чем богатый фарисей. Иисус заглядывал за внешний облик и видел в жизни грешников скрытые возможности. Он увидел в Симоне камень, тогда как никто никогда этого не замечал. В Матфее, презренном сборщике налогов, Он увидел верного ученика. В женщине у колодца, чья грешная жизнь превратила ее в изгоя общества, Иисус увидел орудие для большой жатвы. Если мы намерены идти по стопам Иисуса, мы должны смотреть не на то, кем является человек, а на то, кем он может стать.
УТОЧНЕНИЕ
Лицеприятие — это плохо, потому что оно не соответствует позиции, занимаемой Богом, — особенно позиции по отношению к бедным (Иак. 2:5, 6). Иаков не ограничивает свое учение о лицеприятии лишь богатыми и бедными, хотя это, по-видимому, было самой острой необходимостью в его время. Его читатели должны понимать, что бедняк, которым пренебрегают, занимает особое место в сердце Бога. Бедняк скорее проявит интерес к благой вести, потому что он не так зависит от ценностей этого мира. Наше неправильное отношение может помешать ему узнать о наследстве в царстве для тех, кто любит Бога.
Плюс ко всему этому просто подумайте, как богатые поступали по отношению к христианам (2:6, 7). Иаков не осуждает и не обвиняет огульно всех богатых. Он говорит только о тех, с кем им приходилось иметь дело. Иаков называет три характерных злодеяния, в которых они были виновны: притеснение христиан, привлечение их к суду и клевета на славное имя Иисуса. Между строк Иаков спрашивает: “Как вы вообще можете проявлять к ним лицеприятие?”
Иаков настойчиво доводит до сознания свою мысль. Он цитирует то, что он называет царским законом: “Возлюби ближнего твоего, как себя самого”. Упоминанием о царском законе он подразумевает, что основным испытанием христианского характера являются наши поступки и отношение к другим.
Легко сказать: “Справедливо обходитесь с людьми”, — но как трудно это осуществлять. Зачастую трудности у нас возникают в более тонких сферах справедливого обращения с людьми. Мы можем и не относиться к отдельному человеку или группе людей с открытым предубеждением, но мы вполне можем резко критиковать кого-то, с кем мы не согласны.
Далее Иаков наносит нам удар, который трудно выдержать: “Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем” (2:10). Такое впечатление, что Иаков предвидит вопрос: “Зачем нужно так заострять внимание на проявлении лицеприятия?”
Иаков хочет показать, что любой грех, нарушающий Божий закон, разрывает связь с Богом. Если я соблюдаю все Божьи заповеди, но своевольно отвергаю одну из них, этим я разрываю связь с Богом. В нашей ситуации это означает, что, если я с неприязнью отношусь к черным, белым, азиатам, русским, студентам, жителям Москвы потому лишь, что они черные, белые, азиаты, русские, студенты, жители Москвы, я подвергаю опасности свою душу. То, что Иаков говорит по поводу убийства и прелюбодеяния (ст. 11), имеет целью показать серьезную сущность лицеприятия. Те грехи мы обычно считаем более тяжелыми, но Иаков хочет, чтобы мы поняли, что проявление лицеприятия находится на том же уровне.
Ясно, что мы не можем угодить Богу, если нарушаем “царский закон”. Поскольку Бог будет оценивать наши слова, поступки и взгляды, нам нужно жить таким образом, чтобы быть угодными Богу. В ст. 13 Иаков вторит словам Иисуса из Нагорной проповеди: милостивые будут помилованы. А некоторые из нас далеко не милостивые! Поскольку Бог ищет милости, нам, возможно, следует изменить наше отношение к людям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря нашей вере мы будем обращаться с людьми так, как того хочет Бог. Это должно быть для нас важно, потому что это важно для Бога.